Коммуникативные задачи, референциальные фреймы и синтаксические модели: к вопросу о факторах, определяющих языковой облик текста
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
кинозал
2017-03-16
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Русский язык, функционально-коммуникативная грамматика, порождение текста, репродуктивный регистр, синтаксис.
Тезисы
Современная
объяснительная синтаксическая теория должна гармонично сочетать когнитивный
подход с коммуникативным, однако задача согласованного объяснения механизма
порождения предложения и текста и их внешней структуры еще не решена. В докладе эта задача решается
на материале русских репродуктивно-описательных текстов, порождаемых говорящими
в экспериментальных условиях по квазикоммуникативному заданию «Опишите Х». Различия
между текстами, которые порождают респонденты при одинаковом задании и
одинаковом референте, могут быть а) систематизированы (и даже предсказаны); б)
объяснены через сложное взаимодействие субъектно-объектных факторов, влияющих
на выбор и сочетание языковых средств. Эти факторы параллельно или
последовательно действуют на разных этапах порождения высказывания: от этапа постановки коммуникативной цели
(собственной или внешней, коммуникативной или квазикоммуникативной) и
предшествующего вербализации этапа когнитивной интерпретации описываемого
объекта/сцены до этапа, на котором мысль говорящего собственно облекается в
языковую форму, — и включают, например, разное понимание респондентами задания
«описать объект», степень знакомства говорящих с референтом, разную
ориентацию на адресата, различия в индивидуальных лексиконах и т. п. При этом
можно предположить, что одна и та же языковая черта текста (например,
использование эгоцентрических локализаторов типа Передо мной или неэгоцентрических типа У стены в описаниях пространства; способ категоризации и
приоритизации объектов в сцене; полнота/неполнота предложений и др.) может
возникать под действием разных факторов. На основе выявленных связей между
когнитивными и коммуникативными факторами и языковым обликом текста возможны
анализ и коррекция ошибок, возникающих при текстопорождении.