XLVI Международная филологическая научная конференция

Рефлексия над языком ребенка от 2 до 5

Марина Борисовна Елисеева
Докладчик
заведующий отделом
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

184
2017-03-16
11:00 - 11:30

Ключевые слова, аннотация

Самоисправления, детская этимология, игровые переименования, рассуждения о языке, толкования значений слов.

Тезисы

Метаязыковая деятельность по-разному рассматривается разными исследователями (С. Н. Цейтлин, Г. Р. Доброва, Е. Д. Божович и др.). Представляется, что разные точки зрения обусловлены учетом различной степени осознанности метаязыковой деятельности говорящим. Мы присоединяемся к мнению С. Н. Цейтлин, которая определяет метаязыковую деятельность как любую деятельность, с разной степенью осознания, направленную непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения: существует целая сеть явлений метаязыкового порядка — от скрытого осознания языковых фактов до развернутых рассуждений ребенка о языке.
Способность ребенка обращать внимание на форму выражения содержания, на разные способы его представления, анализ и оценка языковых явлений формируется постепенно, но начинается очень рано: первые случаи проявления языковой рефлексии отмечаются уже около двух лет. В настоящем докладе анализируются  проявления языковой рефлексии в речи одного ребенка в естественной среде — использованы материалы дневника речевого развития одного ребенка. Работа осуществлена при поддержке гранта РНФ 14-18-03668 «Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка».