Обрыв в «точке сбоя» и способы выхода говорящего из коммуникативного затруднения
Наталья Викторовна Богданова-Бегларян
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-03-16
18:00 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Спонтанный монолог, точка сбоя, хезитационное
явление, обрыв слова, операция отмены, самокоррекция.
Тезисы
Обрыв — это своеобразное
«заикание» говорящего, «точка сбоя» в спонтанном речепорождении. Анализ материала
устных монологов из коллекции САТ показал, что говорящий чаще договаривает
оборванное слово, осуществляя самокоррекцию. При этом чаще слово договаривается
без всяких изменений: 57,9 % всех обрывов сопряжены с операцией нулевой отмены. Мгновенная (on-line) реакция на обрыв также преобладает над off-line реакцией практически во всех типах текстов (пересказ,
описание изображения и рассказ). К обрыву могут привести разные причины: (1)
обычная хезитация, в том числе в ходе припоминания слова или события при
пересказе (примет на све… / на свете очень много); (2) некоторый перфекционизм:
говорящий, уже начав произносить слово, решает все же распространить его (э-э после / чего / он / э-э з… / приятно / замурлыкал / и / как-то
успокоился); (3) выбор слова из пары синонимов, в том числе контекстуальных
(уш… — забежал — залез; вра… — доктор), слов, близких семантически (старш… – пожилой; засуну… – прицепил), антонимов (начи… — перестает; в св… — в тени) или фонетических вариантов (лёс… — леску); (4)
употребление идиомы или иной нетривиальной единицы (раз… — разрыл банку; в гла… / взора нету в глазах блеска
никакого; кот представлял с‑c… из себя очень жалкий
вид); (5) грамматическая
коррекция (ве… — с вечера; его не… — небо мы не
видим); (6) ошибка в предшествующем слове: зажал хв… / поджал
хвост; ивы разро… / липы
разрослись; (7) оговорка
говорящего, возникающая чаще всего по фонетическим причинам (пору… —
полуразвалившийся; иж… — избушка). Видно, что анализ обрыва как
хезитационного явления позволяет увидеть как причины возникновения «точки сбоя»
(коллоквиалистика), так и способы выхода говорящего из коммуникативного
затруднения (психолингвистика и когнитивистика).