Зависимость устного спонтанного текста от образования и гендера говорящего
Дарья Сергеевна Павлова
Докладчик
аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
15-П
2017-03-16
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Социолингвистика, психолингвистика, текст,
семантическая структура текста, устная речь, спонтанная
речь, анализ.
Тезисы
Исследование текста и, в частности, его
смысловой структуры, представляет собой актуальную лингвистическую проблему. Изучение
структуры текста связано с изучением языкового сознания: в силу его сложности
самого языкового сознания одним из способов его описания является изучение
порождаемых человеком текстов.
В докладе представлен
анализ расшифровок аудиозаписей 16 спонтанных устных монологов «О себе».
Социальные характеристики информантов сбалансированы по факторам «гендер»
(мужчина, женщина) и «образование» (среднее, высшее). Фактор «возраст» в данной
выборке нивелировался, т. к. все информанты были из возрастной группы 25–34 года.
Акцент сделан на зависимости текстов от факторов «образование» и «гендер». В целом
подтвердились результаты пилотного эксперимента, о чем свидетельствуют
следующие факты: поле Я встретилось в ядре семантической структуры текста чаще
у женщин, что, возможно, связано с потребностью женщин «вписать себя» в
окружающую действительность. Интересно, что деятельность осмысляется мужчинами
и женщинами по-разному: мужчины включили в ядерную зону всякую АКТИВНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а женщины скорее делают акцент на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и
ДОСУГЕ. В ядро семантической структуры текста поле РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ вошло
только у информантов с высшим образованием, а поле ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ чаще встречается
у людей со средним образованием. В ядро семантической структуры текстов только
людей с высшим образованием вошли поля КУЛЬТУРА и ОБРАЗОВАНИЕ.
Стоит отметить,
что различия ядер семантической структуры в зависимости от фактора «гендер» у
информантов с высшим образованием не очень существенные: образование будто
отчасти стирает гендерные границы. Стереотипные ожидания о связи определенных
семантических зон с социальными группами вполне оправдываются.