XLVI Международная филологическая научная конференция

Зависимость устного спонтанного текста от образования и гендера говорящего

Дарья Сергеевна Павлова
Докладчик
аспирант
Пермский государственный национальный исследовательский университет

15-П
2017-03-16
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Социолингвистика, психолингвистика, текст, семантическая структура текста, устная речь, спонтанная речь, анализ.

Тезисы

Исследование текста и, в частности, его смысловой структуры, представляет собой актуальную лингвистическую проблему. Изучение структуры текста связано с изучением языкового сознания: в силу его сложности самого языкового сознания одним из способов его описания является изучение порождаемых человеком текстов. В докладе представлен анализ расшифровок аудиозаписей 16 спонтанных устных монологов «О себе». Социальные характеристики информантов сбалансированы по факторам «гендер» (мужчина, женщина) и «образование» (среднее, высшее). Фактор «возраст» в данной выборке нивелировался, т. к. все информанты были из возрастной группы 25–34 года. Акцент сделан на зависимости текстов от факторов «образование» и «гендер». В целом подтвердились результаты пилотного эксперимента, о чем свидетельствуют следующие факты: поле Я встретилось в ядре семантической структуры текста чаще у женщин, что, возможно, связано с потребностью женщин «вписать себя» в окружающую действительность. Интересно, что деятельность осмысляется мужчинами и женщинами по-разному: мужчины включили в ядерную зону всякую АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а женщины скорее делают акцент на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДОСУГЕ. В ядро семантической структуры текста поле РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ вошло только у информантов с высшим образованием, а поле ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ чаще встречается у людей со средним образованием. В ядро семантической структуры текстов только людей с высшим образованием вошли поля КУЛЬТУРА и ОБРАЗОВАНИЕ. Стоит отметить, что различия ядер семантической структуры в зависимости от фактора «гендер» у информантов с высшим образованием не очень существенные: образование будто отчасти стирает гендерные границы. Стереотипные ожидания о связи определенных семантических зон с социальными группами вполне оправдываются.