Уровни осознанности и компетентности нравственного понятия (на материале анкетирования слышащих и слабослышащих подростков по понятию «злость»)
Нина Ивановна Колодина
Докладчик
профессор
Воронежский государственный педагогический университет
Воронежский государственный педагогический университет
184
2017-03-16
13:15 -
13:45
Ключевые слова, аннотация
Методика определения уровней
осознанности понятия и нравственной компетентности; слышащие и слабослышащие учащиеся.
Тезисы
Исследование
выполнено при финансовой поддержке РФФИ,
проект
«Структурированность нравственных понятий» № 16-04-00057.
Уровень осознанности нравственного понятия подразумевает способность индивида дать толкование понятия близкое словарной дефиниции. Уровень нравственной компетентности определяется тем, что индивид может оценить чей-либо поступок соответственно нравственному понятию. Для выявления указанных уровней была разработана и применена авторская психолингвистическая методика: а) при использовании компонентного анализа выявлены основные семы словарной дефиниции «злость» — раздраженное, гневное, враждебное чувство, боевое настроение; б) в процессе анкетирования учащиеся (65 слышащих детей и 57 с проблемами слуха) отвечали на вопросы: Что Вы понимаете под словом «злость»? Опишите ситуацию, когда Вы чувствовали злость; в) полученные ответы были подвергнуты компонентному анализу, в результате чего в ответах слышащих учащихся выявлены семы — раздражение, гнев, враждебность, а слабослышащих детей — бой; г) произведен подсчет совпадений выявленных сем в ответах подростков с семами словарной дефиниции по разработанной математической формуле. Результат у слышащих детей — 30,78%, у слабослышащих — 3,6%; д) уровни осознанности и компетентности были определены по разработанной шкале, предусматривающей три уровня: низкий уровень от 1% до 34%; средний — от 35% до 74%; высокий — от 75% до 100%. Предложена интерпретация каждого уровня осознанности и компетентности, за основу взята способность индивида давать определение понятию, близкое дефиниции, и оценивать поступок соответственно понятию. Результат совпадения сем у участников эксперимента соответствует низкому уровню по разработанной шкале, т. е. дети не осознают понятие и подменяют одно понятие другим.
Уровень осознанности нравственного понятия подразумевает способность индивида дать толкование понятия близкое словарной дефиниции. Уровень нравственной компетентности определяется тем, что индивид может оценить чей-либо поступок соответственно нравственному понятию. Для выявления указанных уровней была разработана и применена авторская психолингвистическая методика: а) при использовании компонентного анализа выявлены основные семы словарной дефиниции «злость» — раздраженное, гневное, враждебное чувство, боевое настроение; б) в процессе анкетирования учащиеся (65 слышащих детей и 57 с проблемами слуха) отвечали на вопросы: Что Вы понимаете под словом «злость»? Опишите ситуацию, когда Вы чувствовали злость; в) полученные ответы были подвергнуты компонентному анализу, в результате чего в ответах слышащих учащихся выявлены семы — раздражение, гнев, враждебность, а слабослышащих детей — бой; г) произведен подсчет совпадений выявленных сем в ответах подростков с семами словарной дефиниции по разработанной математической формуле. Результат у слышащих детей — 30,78%, у слабослышащих — 3,6%; д) уровни осознанности и компетентности были определены по разработанной шкале, предусматривающей три уровня: низкий уровень от 1% до 34%; средний — от 35% до 74%; высокий — от 75% до 100%. Предложена интерпретация каждого уровня осознанности и компетентности, за основу взята способность индивида давать определение понятию, близкое дефиниции, и оценивать поступок соответственно понятию. Результат совпадения сем у участников эксперимента соответствует низкому уровню по разработанной шкале, т. е. дети не осознают понятие и подменяют одно понятие другим.