XLVI Международная филологическая научная конференция

«Языковой паразитизм» конфронтационного общения в американских общественно-политических дискуссиях

Екатерина Владимировна Трощенкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-03-14
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Общественно-политический дискурс, языковая координация, «языковой паразитизм», конфронтационное общение, оскорбление оппонента, смена оценочной перспективы, смещение фокуса внимания.

Тезисы

При изучении устной диалогической речи часто затрагиваются проблемы языковой координации участников диалогического единства. Как правило, речь идет о ситуациях кооперативного общения, когда коммуниканты совместно решают некую задачу [Борисова 2009; Fusaroli, Tylén 2016]. Однако не меньший интерес представляют и случаи языковой подстройки на лексическом и синтаксическом уровнях в конфронтационном общении, причем не только в устном взаимодействии, но и в онлайн дискуссиях в сети Интернет, поскольку такой тип общения в последние годы играет все большую роль в американском общественно-политическом дискурсе, оставаясь при этом недостаточно исследованным. В докладе рассматриваются случаи использования особенностей языка первого коммуниканта другими коммуникантами в ситуациях несогласия с его позицией, когда, учитывая условия жесткой конкуренции между сторонниками республиканской и демократической партий, участники решают прямо противоположные задачи. Языковая координация здесь носит характер паразитизма и служит интересам исключительно одной стороны. На материале одной из дискуссий (1617 комментариев к статье в Washington Post от 27.11.16) изучаются функции лексических повторов, синтаксического параллелизма, подхватов, эхо-вопросов и цитирований оппонента.  
Литература
Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 320 с.
Fusaroli, R., Tylén, K. Investigating conversational dynamics: Interactive alignment, interpersonal synergy, and collective task performance // Cognitive Science. Vol. 40. 2016. P. 145–171.