«Нормальное» и «анормальное» в творчестве А. П. Чехова (аспект героя)
Екатерина Витальевна Васильева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-04-20
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе предлагается рассмотреть понятия «нормального» и «анормального» в рассказах А. П. Чехова 1880-х гг. Анормальное представлено у Чехова как крайнее проявление самой нормы, поэтому мы используем терминологию из знакомой Чехову научной области психологии и психиатрии.
Тезисы
Цель нашего
исследования состоит в том, чтобы на материале ранних произведений А. П. Чехова
(рассказы 1880-х гг.) рассмотреть проблему «нормального» и «анормального» у
писателя в аспекте героя, что, возможно, поможет приблизиться к пониманию
«нормы» по Чехову.
Вопрос о взаимосвязи произведений Чехова и таких наук, как психиатрия и психология, периодически поднимается в исследованиях о писателе (Н. Шапир, М. П. Никитин, П. Н. Долженков, Е. Б. Меве), но чаще всего акцент делается на произведения 1890-х гг. Мы считаем, что у Чехова не существует какого-то определенного понятия «нормы» и «не нормы». Наша гипотеза состоит в том, что Чехов как врач описывает «анормальное» для того, чтобы ярче показать особенности «нормы». Чехов говорил, что если бы он не стал литератором, то стал бы психиатром. Неслучайно повышенный интерес у Чехова вызывали психология и психиатрия. Знакомый не понаслышке с этой научной областью, писатель выделяет связь между обществом, которое он описывает, и отдельно взятыми его членами, показывая, таким образом, пагубное влияние первого на второе. Общество выступает в роли «коллективного бессознательного», в то время как конкретный персонаж является «индивидуальным бессознательным». И то самое «коллективное бессознательное» прощупывает слабость каждой личности, «ломает» чеховского персонажа, тем самым в определенной ситуации изменяет его характер.
Опираясь на работу Меве, который описывает акцентуации личности и пограничные состояния психики у героев произведений Чехова 1890-х гг., мы рассмотрим материал раннего Чехова под тем же углом. Меве пользовался классификацией К. Леонгарда, однако большую известность получила классификация А. Е. Личко, которой мы будем пользоваться. Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная устойчивость к одним определенным психогенным воздействиям при наличии уязвимости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью и заостренностью черт характера.
По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций: явная и скрытая. Под явной акцентуацией мы подразумеваем проблемные черты характера, выраженные стабильно в течение всей жизни и проявляющиеся как в ситуациях проблемных, так и благополучных. Описанное выше явление можно обнаружить в таких рассказах, как: «Размазня» (1883), «Психопаты» (1885) и др. А под скрытой акцентуацией мы понимаем проблемные черты характера, проявляющиеся в трудных жизненных ситуациях: стрессе и конфликтах. В благополучных же мы наблюдаем перед собой вполне «нормального» человека, как, напр., в произведениях «Не в духе» (1884), «Нервы» (1885) и др.
Вопрос о взаимосвязи произведений Чехова и таких наук, как психиатрия и психология, периодически поднимается в исследованиях о писателе (Н. Шапир, М. П. Никитин, П. Н. Долженков, Е. Б. Меве), но чаще всего акцент делается на произведения 1890-х гг. Мы считаем, что у Чехова не существует какого-то определенного понятия «нормы» и «не нормы». Наша гипотеза состоит в том, что Чехов как врач описывает «анормальное» для того, чтобы ярче показать особенности «нормы». Чехов говорил, что если бы он не стал литератором, то стал бы психиатром. Неслучайно повышенный интерес у Чехова вызывали психология и психиатрия. Знакомый не понаслышке с этой научной областью, писатель выделяет связь между обществом, которое он описывает, и отдельно взятыми его членами, показывая, таким образом, пагубное влияние первого на второе. Общество выступает в роли «коллективного бессознательного», в то время как конкретный персонаж является «индивидуальным бессознательным». И то самое «коллективное бессознательное» прощупывает слабость каждой личности, «ломает» чеховского персонажа, тем самым в определенной ситуации изменяет его характер.
Опираясь на работу Меве, который описывает акцентуации личности и пограничные состояния психики у героев произведений Чехова 1890-х гг., мы рассмотрим материал раннего Чехова под тем же углом. Меве пользовался классификацией К. Леонгарда, однако большую известность получила классификация А. Е. Личко, которой мы будем пользоваться. Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная устойчивость к одним определенным психогенным воздействиям при наличии уязвимости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью и заостренностью черт характера.
По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций: явная и скрытая. Под явной акцентуацией мы подразумеваем проблемные черты характера, выраженные стабильно в течение всей жизни и проявляющиеся как в ситуациях проблемных, так и благополучных. Описанное выше явление можно обнаружить в таких рассказах, как: «Размазня» (1883), «Психопаты» (1885) и др. А под скрытой акцентуацией мы понимаем проблемные черты характера, проявляющиеся в трудных жизненных ситуациях: стрессе и конфликтах. В благополучных же мы наблюдаем перед собой вполне «нормального» человека, как, напр., в произведениях «Не в духе» (1884), «Нервы» (1885) и др.