Стихотворение К. К. Случевского «В костеле»: к вопросу о поэтике визуального
Дарья Владимировна Карпова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-04-20
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен детальному анализу стихотворения К. К. Случевского «В костеле». В фокусе анализа находится поэтика визуального. Оптика текста рассматривается в соотнесении с философскими и естественнонаучными концепциями, актуальными для кругозора поэта.
Тезисы
1. Репутация поэта-философа сложилась у К. К. Случевского еще при жизни. Этому способствовал как интерес самого поэта к философскому и, шире, научному знанию, так и особый характер его лирической медитации. Важную роль в укреплении данной репутации сыграли творческие и интеллектуальные отношения Случевского с В. С. Соловьевым и Д. С. Мережковским. Рассмотрение творчества поэта в контексте философской лирики и/или философских дискуссий эпохи характерно и для большинства филологических работ.
2. Общепризнанно, что наибольшее влияние на поэтическую картину мира Случевского оказали философские идеи Шопенгауэра, Шеллинга и Спенсера. Мотивы трагической раздвоенности, смерти и бессмертия, пессимизма, иллюзорности, призрачности бытия трактуются как поэтическое выражение философских концепций этих мыслителей. Однако не меньшее влияние на умонастроения этой эпохи (в том числе, и на самого Шопенгауэра) оказали научные и философские концепции Г. В. Лейбница. Дж. Крэри, филолог и антрополог, даже предложил выделять специфическую «монадическую точку зрения», сложившуюся под влиянием идей Лейбница и определившую характер видения у человека XIX в.
3. Проблема видения в самых разных ее аспектах — и как точка зрения, и как характеристика наблюдателя, и как тематический мотив зримого объекта, и как особенность восприятия, и как инструмент формирования того или иного образа действительности, и наконец, как область герменевтической интерпретации — формирует в современной науке поэтику визуального. Таким образом, исследование поэтики визуального предполагает в равной степени и описание оптического инструментария текста, и его интерпретацию.
4. В докладе будет представлен анализ разных уровней визуального в стихотворении Случевского, показано, как оптика текста соотносится с теорией «монадической точки зрения», выдвинутой Дж. Крэри. Прежде всего, нас будут интересовать не оценочные характеристики поэтической реальности, которые в творчестве Случевского, безусловно, ближе шопенгауровской картине мира, а структура зримого и структура видения — т. е. то, что формирует представление о внутренней природе, об устройстве мире. Как представляется, в этом структурном аспекте более существенную роль играют идеи Лейбница, в чем-то предвосхищающие современную теорию лейтмотивной структуры текста.