XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-семантическая группа глаголов приведения в отрицательное эмоциональное состояние (функционально-семантический аспект)

Ирина Владимировна Никитина
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2016-04-20
15:15 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу лексико-семантической группы глаголов со значением приведения в отрицательное эмоциональное состояние. Нами выделены и описаны характерные особенности рассматриваемой группы, а также предложена классификация глагольных единиц. На основании анализа контекстного употребления данных глагольных лексем, а также привлечения дефиниций ряда словарей устанавливается, что данные лексемы частотны и обладают коннотативной окрашенностью. При их использовании достигается широкое разнообразие в плане передачи отрицательных эмоций, что может быть полезно иностранным учащимся.

Тезисы

Эмоциональные переживания распознаются в том числе по использованию определенных вербальных средств, среди которых значительное место занимает глагольная лексика. Негативные эмоции являются сопутствующим элементом бытовой жизни каждого человека, поэтому использование данных глаголов является необходимостью и может в значительной мере расширить речевые возможности иностранцев в плане передачи своего эмоционального состояния.
В данном исследовании уделяется внимание особенностям лексико-семантической группы глаголов со значением приведения в отрицательное эмоциональное состояние, которая отличается многообразностью, конкретностью и эмоциональной выразительностью единиц и в связи с этим может представлять трудность для иностранных учащихся, изучающих русский язык.
Мы обратились к анализу семантики и функциональных особенностей данной глагольной группы в современном русском языке. Лексическое наполнение ЛСГ варьируется в различных словарях. Так, в «Толковом словаре русских глаголов» под ред. Л. Г. Бабенко, представлено 47 глаголов с данной семантикой. «Словарь эмотивной лексики» под ред. Н. Ю. Шведовой фиксирует большее количество стилистически-окрашенных лексем. Мы объединили их данные, а также обратились к синонимическим словарям. В результате состав группы глаголов приведения в отрицательное эмоциональное состояние был нами существенно расширен.
Нами выделена типовая сочетаемость единиц данной ЛСГ: глаг. + в. п. имени. Преобладающее число глаголов реализует свои валентные связи согласно данной модели, что объясняется семантикой рассматриваемых глаголов, а именно важность направленности действия на объект. Проведенный семантический анализ позволил:
1) уточнить значения некоторых глаголов;
2) выявить незафиксированные в словарях значения.
По результатам проделанной работы составлена классификация ЛСГ с учетом функциональной и семантической общности глаголов, в результате которой выделены следующие подгруппы:
1. беспокойство (всполошить, заботить, настораживать и др.);
2.
горе (мучить, огорчать, томить и др.);
3. грусть (наскучить, печалить, наваливаться и др.);
4. злость (дразнить, злить, разъярять, сердить и др.);
5. неверие (разочаровывать, разуверять, погрешить);
6. недовольство (бесить, возмущать и др.);
7. обида (обижать, оскорблять, принижать и др.);
8. страх (тревожить, пугать и др.);
9. стыд (клеветать, обесславить и др.).
При более детальном рассмотрении группы «страх» выявлена возможность дальнейшего деления на микрогруппы по семантическому критерию:
1) вызывать у кого-либо страх, испуг: пугать, ужасать, страшить, стращать, тревожить, полошить, пужать, терроризировать;
2)
приводя в состояние страха, лишать кого-либо возможности двигаться: леденить, холодить, сковывать.
Основу для анализа материала составили примеры употребления глаголов исследуемой ЛСГ в НКРЯ.