Диалог и диалогизм в художественной системе романа Г. Грина «Монсеньор Кихот»
Вера Владимировна Ткаченко
Докладчик
соискатель
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
190
2016-04-21
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе исследуется рецепция романа М. де Сервантеса «Дон Кихот» в ХХ в. на материале романа Г. Грина «Монсеньор Кихот». В центре
внимания жанровая и идейно-художественная преемственность текстов. Роман
Сервантеса рассматривается как первый роман Нового времени, обладающий
потенциалом порождения других текстов, а роман Грина — как типологическая
редукция жанра. Диалогизм романа Сервантеса Грин избирает в качестве основного
принципа построения собственного текста.
Тезисы
1)
Цель нашего исследования — рассмотрение рецепции романа М. де Сервантеса
(M. de Cervantes) «Дон Кихот» («Don Quijote de la Mancha») в ХХ в. на материале
романа Г. Грина (G. Greene) «Монсеньор Кихот» («Monsignor Quixote»). Но не столько художественное переосмысление Грином романа
Сервантеса интересует нас, сколько обращение Грина к «Дон Кихоту» как к родоначальнику
жанра и первому роману Нового времени. Так М. М. Бахтин указывал на
то, что настоящий роман мог сформироваться только в особой зоне фамильярности,
свободной от догматической привязанности автора к преданию или мифу. В романе
Сервантеса такую зону организовало пародийное слово, создавшее двуплановость
текста и предпосылки для формирования диалогизма. В. Б. Шкловский
также подчеркивал значимость романа Сервантеса в становлении жанра, обращая
особое внимание на диалогичность авторского сознания и на усложненную структуру
повествования, стремящуюся вместить в себя основные жанры эпохи. Е. М. Мелетинский
тоже считал «Дон Кихота» знаковой точкой перехода от мифа к литературе.
Обращение к трудам упомянутых исследователей формирует методологическую базу
нашего исследования.
2) Роман Грина «Монсеньор Кихот» — яркий пример рецепции «Дон Кихота» в ХХ в. Налицо фабульное сходство романов, обращение Грина к топонимике «Дон Кихота», использование деталей и образов знаменитого испанского романа. Но подлинный сюжет романа складывается в ходе многочисленных диалогов Монсеньора Кихота и Санчо. «Монсеньор Кихот» — роман-встреча автобиографического автора и имплицитного. Он был написан Грином после путешествия по Испании с католическим священником Леопольдом Дураном. В текстовой реальности Дуран воплотился в образе Монсеньора Кихота, ревностного католика, а Грин — в образе Санчо, мэра коммунистической партии. Поэтому, несмотря на то, что роман, в первую очередь, обращается к диалогу как к основной форме речевой коммуникации, череда диалогов главных героев создает пространство высокого диалогизма, признающего равноправие сознаний. В романе Грина Монсеньор Кихот и Санчо не просто действующие лица, но и воплощения двух логоцентрических типов сознания: эпицентр логоцентризма Мосеньора Кихота — Священное Писание, эпицентр сознания Санчо — труды Карла Маркса. И диалог между ними ведется уже не как между хозяином и слугой, учителем и учеником, а на равных. Роман «Монсеньор Кихот» — попытка Грина примирить воюющие в миру, но родственные в его сознании системы: христианство и коммунизм, попытка найти трудный путь к диалогу.
3) Грин использует генеративный потенциал романа Сервантеса, превращая сервантесовский диалогизм в основополагающий принцип построения собственного текста, через систему аллюзий и литературных реминисценций вступая в диалог в большом времени с романом Сервантеса.
2) Роман Грина «Монсеньор Кихот» — яркий пример рецепции «Дон Кихота» в ХХ в. Налицо фабульное сходство романов, обращение Грина к топонимике «Дон Кихота», использование деталей и образов знаменитого испанского романа. Но подлинный сюжет романа складывается в ходе многочисленных диалогов Монсеньора Кихота и Санчо. «Монсеньор Кихот» — роман-встреча автобиографического автора и имплицитного. Он был написан Грином после путешествия по Испании с католическим священником Леопольдом Дураном. В текстовой реальности Дуран воплотился в образе Монсеньора Кихота, ревностного католика, а Грин — в образе Санчо, мэра коммунистической партии. Поэтому, несмотря на то, что роман, в первую очередь, обращается к диалогу как к основной форме речевой коммуникации, череда диалогов главных героев создает пространство высокого диалогизма, признающего равноправие сознаний. В романе Грина Монсеньор Кихот и Санчо не просто действующие лица, но и воплощения двух логоцентрических типов сознания: эпицентр логоцентризма Мосеньора Кихота — Священное Писание, эпицентр сознания Санчо — труды Карла Маркса. И диалог между ними ведется уже не как между хозяином и слугой, учителем и учеником, а на равных. Роман «Монсеньор Кихот» — попытка Грина примирить воюющие в миру, но родственные в его сознании системы: христианство и коммунизм, попытка найти трудный путь к диалогу.
3) Грин использует генеративный потенциал романа Сервантеса, превращая сервантесовский диалогизм в основополагающий принцип построения собственного текста, через систему аллюзий и литературных реминисценций вступая в диалог в большом времени с романом Сервантеса.