Празднование как императив (по материалам описания масленичной обрядности Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева)
Сульма Меса Лискано
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Холл второго этажа
2016-04-18
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается феномен празднования в русском крестьянском обществе
конца XIX в. — начала XX в. в свете
прагматического подхода. Жизнь крестьян была определена динамической сменой
будней и праздников. Каждое время предполагало определенные правила, соблюдение
которых обеспечивало нормальное функционирование сообщества. Отмечать все
праздники было столь же необходимо для крестьян, как и выполнить хозяйственные
занятия. Таким образом, празднование представляло собой культурный императив, который
прослеживается в практиках, фольклорных текстах и
обрядах.
Тезисы
Праздник
это явление, широко исследованное наукой
с разных точек зрения, включая
семантику, символику, социальные функции и т. д. В данном докладе я буду
касаться феномена празднования в русском крестьянском обществе конца XIX — начала XX в.в. Материалом послужат
этнографические описания масленичной обрядности корреспондентов Этнографического бюро князя В. Н.
Тенишева, публикуемые Российским Этнографическим Музеем начиная с 2006 г.
Динамическая смена будней и праздников определяла структуру народного календаря крестьян. Каждое время предполагало правила, соблюдение которых обеспечивало нормальное функционирование сообщества. Необходимость отмечать все праздники и воздерживаться от работы в эти дни для крестьян представляла важность не в меньшей степени, чем выполнение хозяйственных работ. Достаточно вспомнить пословицы «Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить» или «Птица гнезда не завевает, девки косы не заплетают», чтобы понять насколько существенно место, которое занимает модус праздничного действа в общей системе габитуса крестьянского коллектива.
Из описаний корреспондентов мною выделены устойчивые сценарии, которые позволяют увидеть, какие смыслы крестьяне вкладывали в свои действия во время праздника. Например, устроить пир во время Масленицы, в котором угощают родственников, соседей и молодожёнов, является долгом хозяев дома. Несоблюдение такого сценария влечет за собой ряд неприятностей для хозяев: статус семьи значительно понизится, они будут исключены из коллективных праздников деревни. Обязательность исполнения такого сценария семьей девушки учитывается и при выборе невесты. Сваты будут принимать во внимание то, как в ее доме справляются праздники. Это будет играть существенную роль при выборе невесты.
Таким образом, празднование представляло собой культурный императив, который прослеживается в практиках, фольклорных текстах и обрядах.
Динамическая смена будней и праздников определяла структуру народного календаря крестьян. Каждое время предполагало правила, соблюдение которых обеспечивало нормальное функционирование сообщества. Необходимость отмечать все праздники и воздерживаться от работы в эти дни для крестьян представляла важность не в меньшей степени, чем выполнение хозяйственных работ. Достаточно вспомнить пословицы «Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить» или «Птица гнезда не завевает, девки косы не заплетают», чтобы понять насколько существенно место, которое занимает модус праздничного действа в общей системе габитуса крестьянского коллектива.
Из описаний корреспондентов мною выделены устойчивые сценарии, которые позволяют увидеть, какие смыслы крестьяне вкладывали в свои действия во время праздника. Например, устроить пир во время Масленицы, в котором угощают родственников, соседей и молодожёнов, является долгом хозяев дома. Несоблюдение такого сценария влечет за собой ряд неприятностей для хозяев: статус семьи значительно понизится, они будут исключены из коллективных праздников деревни. Обязательность исполнения такого сценария семьей девушки учитывается и при выборе невесты. Сваты будут принимать во внимание то, как в ее доме справляются праздники. Это будет играть существенную роль при выборе невесты.
Таким образом, празднование представляло собой культурный императив, который прослеживается в практиках, фольклорных текстах и обрядах.