Лингвистические средства выражения черного юмора в публицистическом дискурсе (на материале сатирической эссеистики Дж. Карлина)
Дарья Сергеевна Амосова
Докладчик
студент 3 курса
Кемеровский государственный университет
Кемеровский государственный университет
182
2016-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В последние годы изучение «черного юмора» становится более популярным и в филологических дисциплинах, и в философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и многих других. В докладе рассматриваются особенности выражения черного юмора в эссеистике известного американского писателя и комика Дж. Карлина. В ходе работы, используя методику сплошной выборки,
был проанализирован лексическо-семантический состав произведения, начиная с заголовка.
Тезисы
Являясь табуированной темой в обществе, черный юмор в последние годы стал информативным показателем настроений социума как во время трагических событий,
так и в мирное время. Сквозь призму черного юмора возможно проследить тенденции развития мировоззрения общества и его мнения на важные социальные проблемы.
Ряд исследователей считает, что «белого» юмора не бывает в принципе, ведь согласно З. Фрейду, мы смеемся, чтобы повысить свою самооценку. Черный юмор так называется по причине обилия в нём цинизма, насмешках над смертью,
насилием, болезнями, физическими уродствами или иными мрачными темами, продолжая
средневековую карнавальную традицию, представленную «плясками смерти» и
«пирами во время чумы».
Данное исследование посвящено классификации выражения черного юмора в публицистике. Публицистический дискурс — это «воздействующий тип дискурса, это текст любой тематики, но обязательно имеющий политико-идеологический модус формулирования текста». Тематики публицистических текстов и текстов черного юмора часто совпадают-острые проблемы жизни, войны, преступления и социальное неравенство, и неудивительно, что некоторые лингвистические средства используются в обоих жанрах.
Материалом для исследования послужила книга известного американского стенд-ап комика и писателя Джорджа Карлина «When Will Jesus Bring the Pork Chops». Цель работы заключается в исследовании языковых средств порождения черного юмора в тексте материала, его классификации и функциях. В ходе работы были выявлены как лексические (каламбуры, лексические трансформации), так и стилистические (ирония, аллюзии) средства создания черного юмора. Большую роль в исследовании сыграл культурный контекст написания книги.
Таким образом, рассмотрев различные способы создания черного юмора в тексте материала, нам удалось выявить их основные задачи, ситуации использования, а также, их место в логической и структурной организации как мелких, так и крупных юмористических форм. Полученные данные не только дают новые сведения о природе и характере черного юмора в публицистике, но и позволяют расширить представление об американской культуре, мировоззрении, а также проследить тенденции развития американской литературы начала XXI в.
Данное исследование посвящено классификации выражения черного юмора в публицистике. Публицистический дискурс — это «воздействующий тип дискурса, это текст любой тематики, но обязательно имеющий политико-идеологический модус формулирования текста». Тематики публицистических текстов и текстов черного юмора часто совпадают-острые проблемы жизни, войны, преступления и социальное неравенство, и неудивительно, что некоторые лингвистические средства используются в обоих жанрах.
Материалом для исследования послужила книга известного американского стенд-ап комика и писателя Джорджа Карлина «When Will Jesus Bring the Pork Chops». Цель работы заключается в исследовании языковых средств порождения черного юмора в тексте материала, его классификации и функциях. В ходе работы были выявлены как лексические (каламбуры, лексические трансформации), так и стилистические (ирония, аллюзии) средства создания черного юмора. Большую роль в исследовании сыграл культурный контекст написания книги.
Таким образом, рассмотрев различные способы создания черного юмора в тексте материала, нам удалось выявить их основные задачи, ситуации использования, а также, их место в логической и структурной организации как мелких, так и крупных юмористических форм. Полученные данные не только дают новые сведения о природе и характере черного юмора в публицистике, но и позволяют расширить представление об американской культуре, мировоззрении, а также проследить тенденции развития американской литературы начала XXI в.