Мозговая активность и поведенческие реакции у детей при распознавании синтаксической ошибки в предложениях с разной эмоциональной окраской и личностной отнесенностью
Туяна Александровна Аюшеева
Докладчик
студент 4 курса
Новосибирский Государственный Универститет
Новосибирский Государственный Универститет
184
2016-04-19
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению поведенческих и
ЭЭГ-реакций у детей при распознавании синтаксической ошибки в предложениях с
эмоционально-значимым выбором. Было выявлено, что время решения лингвистической
задачи статистически значимо связано с факторами корректности и
эмоциональности, но не с фактором выбора. Общий паттерн мозговой активности
включал в себя синхронизацию в тета-диапазоне и десинхронизацию в альфа-диапазоне. На основе полученных данных предлагается методика, которая может
быть применена для диагностики аффективных расстройств у детей.
Тезисы
Целью данного исследования является сравнение
поведенческих и ЭЭГ-реакций младших школьников при распознавании синтаксической
ошибки в письменных предложениях, описывающих эмоционально-значимый выбор.
Актуальность и практическая значимость работы определяется тем, что ее
результаты могут быть использованы для диагностики у детей аффективных
расстройств, связанных с оценкой эмоциональной окраски речи (таких как аутизм).
У детей с такими заболеваниями может (как сопутствующее расстройство)
наблюдаться нарушение способности самостоятельного выбора одной из возможных
стратегий поведения. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 3 класса одной
из школ Новосибирска. Детям на экране компьютера предъявлялись
сложноподчиненные предложения, в которых необходимо было найти синтаксическую
ошибку. Все предложения содержали скрытое условие, половина была связана с
собственным выбором и эмоционально окрашена (50% — положительно, 50% — отрицательно). Другая половина была связана с навязанным выбором и также
делилась на положительные и отрицательные. Во время выполнения заданий у
испытуемых регистрировалась 63-канальная ЭЭГ при помощи усилителя фирмы Brain
Products, Германия. Для обработки полученных ЭЭГ записей использовались
показатели связанной с событиями спектральной пертурбации (ERSP). Для
статистической обработки поведенческих реакций использовался однофакторный и
многофакторный анализ (ANOVA). Школьники обрабатывали корректные предложения в
среднем на 3 секунды дольше, чем некорректные, что можно объяснить несколькими прочтениями
детьми корректных предложений в целях повторного поиска ошибки. Поиск ошибки в
отрицательно окрашенных предложениях в среднем был дольше на 1,2 секунды, чем в
положительных. Это объясняется тем, что в негативной ситуации для принятия
решения обычно требуется большее количество времени.
Таким образом, анализ поведенческих реакций показал, что время поиска синтаксической ошибки оказалось статистически значимо связано с факторами корректности и эмоциональности предложения. Фактор выбора был не значим для времени реакции. Мозговая активность при решении лингвистической задачи с разными условиями была отражена на ЭЭГ в частотных диапазонах тета- и альфа-ритма. Синхронизация в тета-диапазоне через 50–250 миллисекунд после появления предложения была связана с положительной или отрицательной эмоциональной окраской стимула. Десинхронизация в альфа-диапазоне отражала связанность предложения с собственным или навязанным выбором. На основе полученных результатов предлагается методика оценки реакции ребенка на эмоционально окрашенную письменную речь с личностной отнесенностью.
ЭЭГ обследования выполнены при поддержке гранта РНФ № 16-18-00003, поведенческие обследования выполнены за счет гранта РНФ № 14-28-00045.
Таким образом, анализ поведенческих реакций показал, что время поиска синтаксической ошибки оказалось статистически значимо связано с факторами корректности и эмоциональности предложения. Фактор выбора был не значим для времени реакции. Мозговая активность при решении лингвистической задачи с разными условиями была отражена на ЭЭГ в частотных диапазонах тета- и альфа-ритма. Синхронизация в тета-диапазоне через 50–250 миллисекунд после появления предложения была связана с положительной или отрицательной эмоциональной окраской стимула. Десинхронизация в альфа-диапазоне отражала связанность предложения с собственным или навязанным выбором. На основе полученных результатов предлагается методика оценки реакции ребенка на эмоционально окрашенную письменную речь с личностной отнесенностью.
ЭЭГ обследования выполнены при поддержке гранта РНФ № 16-18-00003, поведенческие обследования выполнены за счет гранта РНФ № 14-28-00045.