XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Функции многозначного слова в драматическом тексте (на материале пьес А. В. Вампилова)

Святослав Александрович Гетто
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2016-04-21
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено употреблению в пьесах А. В. Вампилова многозначных слов, которые создают коммуникативные неудачи. Материалом исследования являются пьесы Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и «Провинциальные анекдоты». Особое внимание уделяется функции описанных ситуаций в развитии сюжета.

Тезисы

В центре данной работы находится потенциал многозначного слова порождать неоднозначность. Этому способствуют две причины. Первая ― само существование в языке нескольких значений одного слова. Вторая ― отличия в словарях т. н. адресата и адресанта. Отношения, которые мы условно называем адресат ― адресант, делятся на три типа. Первый ― употребление разными персонажами многозначного слова в разных смыслах. Второй и третий ― несовпадение интерпретаций многозначного слова зрителем и персонажем. Второй случай отличается от третьего строгостью, с которой контекст ограничивает интерпретацию зрителя.
Нам удалось выделить три функции коммуникативной неудачи, спровоцированной неоднозначностью интерпретации. Это создание комического эффекта, создание драматического напряжения и неожиданный поворот сюжета, спровоцированный коммуникативной неудачей.
Если первая и вторая функция регулярно проявляются в драматическом тексте, то третья является характерной чертой творчества А. В. Вампилова. Последний пример настолько важен, что автор даже выносит контекстный синоним слова брат в название пьесы «Старший сын». Наиболее же частотными являются первая и вторая функция многозначных слов.
Один из важных выводов исследования ― коммуникативные неудачи чаще всего спровоцированы устройством языка, а не экстралингвистическими факторами. Прежде всего это важно потому, что такое понимание делает анализ пьесы более объективным. Кроме того, полученные выводы можно использовать для изучения коммуникативных неудач в ситуациях реального общения.
В перспективе исследование можно продолжить с помощью создания конкордансов по выбранным пьесам. Таким образом, можно будет сделать выводы о том, как часто выделенные многозначные слова создают неоднозначность интерпретации.