Человек и пространство в рассказах С. Д. Кржижановского «Квадратурин» и «Комната радости»
Варвара Дмитриевна Васильева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-04-20
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале рассказов C. Д. Кржижановского
«Квадратурин» (1926) и «Комната радости» (1933) рассматривается специфика
организации пространства — категории, занимающей одно из ключевых мест в
творчестве писателя. На основании поэтологического анализа выдвигается гипотеза о процессе формирования сборника «Чем люди мертвы», включающего в себя данные тексты.
Тезисы
Композиционная и
тематическая связь рассказов «Квадратурин» (1926) и «Комната радости» (1933) в
рамках сборника «Чем люди мертвы» была отмечена еще
В. Г. Перельмутером в комментариях ко второму тому собраний сочинений
С. Д. Кржижановского. Однако предложенная исследователем
интерпретация более позднего рассказа как попытки примирения с существующим
политическим режимом, с большевистской идеологией и приматом общественного над
частным представляется несколько поверхностной, если не ложной. Подробный
поэтологический анализ позволяет иначе взглянуть на характер отношений между
данными текстами и выдвинуть гипотезу о процессе формирования сборника и о
специфической роли рассказа «Комната радости» в нем.
В данных текстах воплощены два существенные и,
как утверждает В. Н. Топоров в ставшей уже классической работе «„Минус“-пространство
Сигизмунда Кржижановского», единственно возможные в творчестве писателя
варианты пространства: безграничное и замкнутое, тесное. Несмотря на то, что во
время написания вышеупомянутой статьи Топоров не был знаком с рассказом
«Комната радости», репрезентированное в последнем пространство вполне можно
описать как всё то же отрицающее бытие и принадлежащее небытию. На возможность
такого прочтения указывают некоторые элементы поэтики, последовательно
использующиеся автором в качестве своего рода литературных «лекал», на основе
которых создаются тексты-версии одной темы (художественный метод, «подаренный»
Кржижановским его героям (см.: «Клуб убийц букв», «Чужая тема»,
«Книжная закладка»)): сюжетная модель, которую можно представить как реализацию
и проверку выдвинутой идеи; характер интертекстуальных связей («Преступление и
наказание» и «Двойник» Ф. М. Достоевского); имена героев и
свойственный им, героям, схематизм; особенности повествовательной манеры и
риторической организации текста (фигура умолчания, неполнота синтаксических
конструкций, обилие неологизмов); названия рассказов; система мотивов и др.
Кроме того, здесь можно обнаружить неизменно возникающий во всех произведениях
Кржижановского философский ракурс видения бытия. За социальной сатирой (на жилищные
условия или на общественный строй) в обоих текстах стоит онтологическая
проблематика, с которой связана принципиальная антиномичность человеческой природы:
мир идей и мир вещей в творчестве Кржижановского не сливаются в божественной
гармонии, но в своей противопоставленности постоянно обнажают извечный трагизм
существования.