XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Реализация художественного концепта «кукла» в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки»

Олеся Константиновна Бутук
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

213
2016-04-21
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе роман Д. Рубиной рассматривается с точки зрения реализации в нем художественного концепта. Анализируются вербальные средства экспликации ментального образования, расширяющие семантическое поле текста путем ассоциативного наслоения. Отличительные особенности романа — полисемия его заглавия, разрушение текстовой континуальности, употребление автором разнородных интертекстуальных вставок, актуализирующих экзистенциальный план художественного повествования.

Тезисы

1. Д. Рубина — современный прозаик, отличающийся метафоричностью, многожетностью, многоплановостью своих текстов, а также вниманием к деталям и характерам героев, что обусловлено тщательным моделированием художественного мира произведения.
2. Принимая трактовку художественного концепта как ментального образования, связанного с художественной картиной мира конкретного автора и выражающегося в оригинальных способах вербализации на основе индивидуальной системы оценок и ассоциаций (Е. В. Сергеева), можно говорить о том, что Д. Рубина путем ассоциативного наслоения расширяет семантическое поле культурного «феномена куклы» (И. А. Морозов), ставшего на сегодняшний день объектом исследования когнитивной лингвистики (Н. В. Романова).
3. Писательница актуализирует смысловые планы романа, связанные с тремя основными, концептуально значимыми функциями кукол: игровой, обрядовой и мифологической.
4. Путем экспликации слов-сигналов, вербализующих художественный концепт, автор создает фантасмагоричный текст, основанный на размывании границ между такими онтологическими категориями, как реальное (жизнь) — ирреальное (театр) и живое (человек) — неживое (кукла).
5. Следуя постмодернистской эстетике, Д. Рубина вступает в сложную семантическую игру с читателем благодаря, во-первых, полисемии заглавия романа, во-вторых, разрушению текстовой континуальности, в-третьих, включению большого количества разнородных интертекстуальных вставок, в частности прецедентных феноменов, в-четвертых, выходу на экзистенциальный план, связанный с реализацией в контексте произведения метафоры: «Человек — игрушка (кукла) в руках Бога».