Языковые особенности новелл Ж. Эшноза в контексте игрового дискурса постмодерна (на материале сборника «Caprice de la reine»)
Мариам Александровна Эсебуа
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
182
2016-04-19
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен языковой игре Ж. Эшноза в контексте постмодернистского дискурса. Игровые приемы писателя анализируются на языковом и смысловом уровнях восприятия. Выявлено, что внешняя структура текста Эшноза имеет
противоположную постмодернизму направленность, что в свою
очередь усиливает эффект игры и создает особые отношения между читателем,
автором и текстом.
Тезисы
Особый интерес лингвистов и
литературоведов направлен на изучение построения отношений, возникающих в эпоху
постмодерна между читателем и литературным произведением. При этом одним из
аспектов рассмотрения реализации подобных отношений является игровой дискурс
постмодерна. На сегодняшний день более
подробного освещения требует лингвистический аспект постмодернистской эстетики.
В данном случае речь идет о языковом
аспекте творчества современных французских писателей, в частности, писателя
Эшноза. Предметом исследования послужил текст сборника
новелл «Сaprice de la reine». Объектом
исследования являются игровые приемы, которые рассматриваются в контексте
постмодернистского дискурса. Методология исследования включает описание,
анализ, синтез, методы дискурса и экстраполяции.
Эшноза относят к писателям минималистам. Минимализм развивается в контексте постмодернистской эстетики. Тексты Эшноза по внутренней структуре отвечают основным особенностям данной эстетики, но внешне выходят за ее рамки и имеют противоположную тенденцию.
Важным элементом постмодернистской эстетики является языковая игра. В текстах Эшноза игра с читателем выражается на языковом и на смысловом уровнях восприятия, которые тесно взаимосвязаны. Игровые приемы Эшноза в сборнике новелл «Сaprice de la reine» направлены прежде всего на достижение эффекта обманутого ожидания.
Языковая игра приводит к деконструкции текста, фрагментарности повествования, десемантизации приёмов интриги и изменению смысловой нагрузки деталей, смешению временных планов, нарушению причинно-следственных связей и др. Однако при ретроспективном взгляде читателя на произведение, оно воспринимается в структурированном виде. Таким образом, создаётся эффект двойной игры.
К основным языковым приемам, направленным на игру с читателем, относятся нестандартное использование грамматических времен, неоправданное законами логики использование средств логической связи, смешение языковых стилей, введение языковых средств с семантикой вероятности и неопределённости, приемы метонимии и лексического повтора, специфическое использование синонимов, нестандартная организация текста и др.
В итоге внешняя структура текста Эшноза имеет противоположную постмодернизму направленность, что в свою очередь усиливает эффект игры и создает особые отношения между читателем, автором и текстом, исследование которых является перспективным.
Эшноза относят к писателям минималистам. Минимализм развивается в контексте постмодернистской эстетики. Тексты Эшноза по внутренней структуре отвечают основным особенностям данной эстетики, но внешне выходят за ее рамки и имеют противоположную тенденцию.
Важным элементом постмодернистской эстетики является языковая игра. В текстах Эшноза игра с читателем выражается на языковом и на смысловом уровнях восприятия, которые тесно взаимосвязаны. Игровые приемы Эшноза в сборнике новелл «Сaprice de la reine» направлены прежде всего на достижение эффекта обманутого ожидания.
Языковая игра приводит к деконструкции текста, фрагментарности повествования, десемантизации приёмов интриги и изменению смысловой нагрузки деталей, смешению временных планов, нарушению причинно-следственных связей и др. Однако при ретроспективном взгляде читателя на произведение, оно воспринимается в структурированном виде. Таким образом, создаётся эффект двойной игры.
К основным языковым приемам, направленным на игру с читателем, относятся нестандартное использование грамматических времен, неоправданное законами логики использование средств логической связи, смешение языковых стилей, введение языковых средств с семантикой вероятности и неопределённости, приемы метонимии и лексического повтора, специфическое использование синонимов, нестандартная организация текста и др.
В итоге внешняя структура текста Эшноза имеет противоположную постмодернизму направленность, что в свою очередь усиливает эффект игры и создает особые отношения между читателем, автором и текстом, исследование которых является перспективным.