XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепты «мужчина», «женщина» в языковом сознании русских и киргизов

Анастасия Андреевна Иваненко
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

213
2016-04-21
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен определению содержания концептов «мужчина», «женщина» в языковом сознании русских и киргизов. Материал исследования представлен данными, полученными в ходе свободного ассоциативного эксперимента. Все реакции разграничены по функционально-семантическому принципу. На основе проведенного анализа выявлена национальная специфика восприятия гендера, сопоставлены языковые картины мира, обозначены общие и уникальные черты ментальности русских и киргизов.

Тезисы

Определяющим вектором современной науки является антропоцентрический подход. В условиях всемирной глобализации наибольшую актуальность приобретают кросс-культурные исследования. В когнитивной лингвистике всё интенсивнее обсуждается проблема языкового сознания, его этнокультурной специфики. Цель данного исследования — определить содержание концептов «мужчина», «женщина» в языковом сознании русских и киргизов. Источником языкового материала послужили данные свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в ноябре-декабре 2015 г. Общее число респондентов — 116 человек (русских — 60, киргизов — 56). Испытуемым было предложено в письменной форме привести ассоциации к стимулам «мужчина» и «женщина». Репрезентативность выборки обеспечена включением в число респондентов представителей разных профессий. Общее количество реакций — 830. В основу классификации реакций положена концепция Т. А. Ершовой. Все реакции разграничивались нами по функционально-семантическому принципу. Анализ ассоциаций производился согласно отнесенности реакций к одному из 4 классов: 1) визуально-фукциональному (ВФ), 2) ментально-функциональному (МФ), 3) статусно-ролевому (СР), 4) субъективно-оценочному (СО). Ядро концепта «мужчина» в языковой картине мира (ЯКМ) русских представлено ассоциацией МФ класса сила (25), составляющей 24% от общего числа реакций. Ядро концепта в киргизской ЯКМ составляют ассоциации МФ класса: сила (13), опора (10), отец (7), добытчик (7) — 25% всех реакций. Русские реакции ВФ класса характеризуют тенденции к индивидуалистскому типу мышления: фрак, костюм, бабочка, киргизские реакции отражают национальную специфику восприятия стимула: борода (2), камча. СР класс русских реакций составляют номинации родства и ролей мужчины в обществе: соперник, друг, прохожий; СР класс ассоциаций киргизов представлен широко  разветвленной системой номинаций родства, а также, реакциями, указывающими на статус мужчины в семье: кормилец, добытчик. Ядро концепта «женщина» в русской ЯКМ представлено реакциями МФ класса красота (13), мать (8) — 19% всех реакций, у киргизов — ассоциациями нежность (15), мать (14) — 20% всех реакций. ВФ класс выявляет различия восприятия женщины представителями славянской и восточной культур. Реакции венок из ромашек, юбка противопоставлены реакциям головной убор элечек, платки. Русские ассоциации МФ класса многозадачность, логика характеризуют женщину как социально-самостоятельного человека. Киргизские реакции слабость, скромность МФ класса указывают на пассивную роль женщины в обществе. Ассоциативный эксперимент позволил выявить национальную специфику восприятия гендера,  сопоставить две языковые картины мира, обозначить общие и уникальные черты ментальности русских и киргизов.