Концепты «мужчина», «женщина» в языковом сознании русских и киргизов
Анастасия Андреевна Иваненко
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
213
2016-04-21
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен определению содержания концептов «мужчина», «женщина» в языковом сознании русских и киргизов. Материал исследования представлен данными, полученными в ходе свободного ассоциативного эксперимента. Все реакции разграничены по функционально-семантическому принципу. На основе проведенного анализа выявлена национальная специфика восприятия гендера, сопоставлены языковые картины мира, обозначены общие и уникальные черты ментальности русских и киргизов.
Тезисы
Определяющим вектором
современной науки является антропоцентрический подход. В условиях всемирной
глобализации наибольшую актуальность приобретают кросс-культурные исследования.
В когнитивной лингвистике всё интенсивнее обсуждается проблема языкового
сознания, его этнокультурной специфики.
Цель данного
исследования — определить содержание концептов «мужчина», «женщина» в языковом
сознании русских и киргизов. Источником языкового материала послужили данные
свободного ассоциативного эксперимента, проведенного в ноябре-декабре 2015 г. Общее
число респондентов — 116 человек (русских — 60, киргизов — 56). Испытуемым было
предложено в письменной форме привести ассоциации к стимулам «мужчина» и
«женщина». Репрезентативность выборки обеспечена включением в число
респондентов представителей разных профессий. Общее количество реакций — 830.
В основу классификации
реакций положена концепция Т. А. Ершовой. Все реакции разграничивались нами по
функционально-семантическому принципу. Анализ ассоциаций производился согласно
отнесенности реакций к одному из 4 классов: 1) визуально-фукциональному (ВФ),
2) ментально-функциональному (МФ), 3) статусно-ролевому (СР), 4) субъективно-оценочному (СО).
Ядро концепта «мужчина»
в языковой картине мира (ЯКМ) русских представлено ассоциацией МФ класса сила (25), составляющей 24% от общего
числа реакций. Ядро концепта в киргизской ЯКМ составляют ассоциации МФ класса: сила (13), опора (10), отец (7), добытчик (7) — 25% всех реакций. Русские
реакции ВФ класса характеризуют тенденции к индивидуалистскому типу мышления: фрак, костюм, бабочка, киргизские
реакции отражают национальную специфику восприятия стимула: борода (2), камча. СР класс русских
реакций составляют номинации родства и ролей мужчины в обществе: соперник, друг, прохожий; СР класс ассоциаций
киргизов представлен широко разветвленной
системой номинаций родства, а также, реакциями, указывающими на статус мужчины
в семье: кормилец, добытчик.
Ядро концепта «женщина»
в русской ЯКМ представлено реакциями МФ класса красота (13), мать (8) —
19% всех реакций, у киргизов — ассоциациями нежность (15),
мать (14) — 20% всех реакций. ВФ класс
выявляет различия восприятия женщины представителями славянской и восточной
культур. Реакции венок из ромашек, юбка
противопоставлены реакциям головной убор элечек, платки. Русские ассоциации
МФ класса многозадачность, логика характеризуют
женщину как социально-самостоятельного человека. Киргизские реакции слабость, скромность МФ класса указывают
на пассивную роль женщины в обществе.
Ассоциативный
эксперимент позволил выявить национальную специфику восприятия гендера, сопоставить две языковые картины мира,
обозначить общие и уникальные черты ментальности русских и киргизов.