XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Ф. А. Эмин: авантюрист vs. писатель?

Евгения Дмитриевна Кретова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2016-04-19
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению вопроса о репутации Ф. А. Эмина, которого современники и позднейшие исследователи считали то самобытным автором, то авантюрной личностью. Цель доклада состоит в том, чтобы осветить данную проблему, приведя доводы в пользу обеих точек зрения, а также наметить основные перспективы изучения творчества Эмина.

Тезисы

Фёдор Александрович Эмин (1735–1770) — значительный русский писатель XVIII в., чье творчество имело особую популярность в 1760-х гг. Однако, несмотря на переиздания некоторых его произведений Эмин был вскоре забыт читателями и остался в истории литературы лишь как чрезвычайно плодовитый беллетрист и автор первых оригинальных русских романов.
Интересно, что в центре внимания большинства исследователей, обращавшихся к фигуре этого писателя, долго оставалась не специфика его творчества, а запутанная биография. Активно изучались несовпадающие между собой версии о происхождении и судьбе Эмина до 1761 г., когда он, будучи иностранцем, впервые приехал в Петербург. Авантюрное прошлое писателя, полное невероятных приключений, у современников также вызывало одновременный интерес и недоверие. Таким образом, судьба автора сначала мешала читателям и коллегам по перу серьёзно отнестись к его творчеству, а затем излишне волновала исследователей, не позволяя со всей объективностью подойти к вопросам своеобразия Эмина как автора.
Между тем изучение авторских предисловий к произведениям Эмина показывает, что у писателя определенно была собственная позиция по вопросам литературного творчества. Уже тот факт, что Эмин почти ко всем своим текстам, даже переводным, присовокупил обращения к читателю, говорит нам о том, что он позиционировал себя не просто как беллетрист, пишущий исключительно ради заработка, но как самобытный автор с определенными установками. Показательно, что большинство авторов, печатавшихся в типографии Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в отличие от Эмина, не писали предисловий к своим переводам.
Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение литературной позиции Эмина имеет большие перспективы. Невыясненным остаётся вопрос о том, какими именно были писательские, морально-этические и идеологические установки этого автора, насколько последовательно они отражены в произведениях Эмина разных лет и жанров. Исследование, затрагивающее именно эти аспекты, помогло бы нам понять, как следует относиться к Эмину: как к писавшему предприимчивому авантюристу или же как к серьёзному автору с авантюрным прошлым.