Женские образы в контексте творчества Ч. С. Чаплина
Мария Андреевна Кудрявцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2016-04-20
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу женских образов в
творчестве Ч. С. Чаплина, которым ранее не уделялось значительного внимания в большинстве зарубежных и
отечественных исследований. На основе историко-художественного
анализа мы определяем совокупность черт, присущих «чаплиновской
героине», а также объясняем причины, по которым Чаплин прибегает к возрождению
образа хрупкой и беззащитной девушки викторианского типа.
Тезисы
В первых десятилетиях XX в. в кинематографе сформировался новый образ
современной женщины — умной и независимой, обладавшей роковой красотой, так
называемой «femme fatale». Став
популярным в 1920-е гг., этот образ не исчез
с экранов почти столетие спустя. XX в. — время суфражисток
и феминисток, активно выступавших за эмансипацию. Это период, когда в условиях
двух мировых войн, женщины начали проявлять себя в мужских профессиях,
приобретая новые качества.
Анализируя творчество Ч. С. Чаплина, можно заметить, что его главные героини не отличаются мужественностью или сложностью. В то время, когда женщины стремились освободиться от навязанных им стереотипов, преодолеть гендерную дискриминацию, великий режиссер оставался верным собственным представлениям о том, какой должна быть героиня. Подход Чаплина нельзя назвать консервативным. Хотя в его фильмах довольно часто встречаются и эмансипированные женщины, но, как правило, они являются антагонистами главного героя («День получки», «Месье Верду»). В то же время настоящие героини всегда оказываются в затруднительном положении, выйти из которого они могут только с мужской помощью. Такая тенденция будет сохраняться вплоть до последней картины Чаплина «Графиня из Гонконга» (1967).
Несмотря на впечатляющее количество зарубежных (Ballio, Gifford, Geduld) и отечественных (Авенариус, Кукаркин) исследований, анализу женских образов в творчестве Чаплина, на наш взгляд, ранее не уделялось значительного внимания. На основе историко-художественного анализа можно выявить совокупность черт, характерных для «чаплиновской героини»; обнаружить причины, по которым Чаплин прибегает к возрождению образа хрупкой и беззащитной девушки викторианского типа. В докладе также будет сделана попытка рассмотреть данную тему с привлечением отдельных трудов по феминологии и социологии.
Анализируя творчество Ч. С. Чаплина, можно заметить, что его главные героини не отличаются мужественностью или сложностью. В то время, когда женщины стремились освободиться от навязанных им стереотипов, преодолеть гендерную дискриминацию, великий режиссер оставался верным собственным представлениям о том, какой должна быть героиня. Подход Чаплина нельзя назвать консервативным. Хотя в его фильмах довольно часто встречаются и эмансипированные женщины, но, как правило, они являются антагонистами главного героя («День получки», «Месье Верду»). В то же время настоящие героини всегда оказываются в затруднительном положении, выйти из которого они могут только с мужской помощью. Такая тенденция будет сохраняться вплоть до последней картины Чаплина «Графиня из Гонконга» (1967).
Несмотря на впечатляющее количество зарубежных (Ballio, Gifford, Geduld) и отечественных (Авенариус, Кукаркин) исследований, анализу женских образов в творчестве Чаплина, на наш взгляд, ранее не уделялось значительного внимания. На основе историко-художественного анализа можно выявить совокупность черт, характерных для «чаплиновской героини»; обнаружить причины, по которым Чаплин прибегает к возрождению образа хрупкой и беззащитной девушки викторианского типа. В докладе также будет сделана попытка рассмотреть данную тему с привлечением отдельных трудов по феминологии и социологии.