XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Повесть Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» в инсценировке Н. Р. Эрдмана

Дарья Алексеевна Дроздова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2016-04-20
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — анализ соотношения литературного и театрального начал в инсценировке Н. Р. Эрдманом повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Оригинал сравнивается с пьесой в таких аспектах, как: сюжет и фабула; система и речь персонажей; пространство и время. У Эрдмана относящиеся к этим категориям элементы оказались не только частично сокращенны, но и авторски переработаны. Однако законы сценического искусства так или иначе являются для пьесы довлеющим фактором, «сдвигающим» произведение из области литературы в область театрального действа.

Тезисы

Доклад будет посвящен соотношению литературного и театрального начал в инсценировке повести Достоевского. Основными материалами для доклада послужат повесть Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и пьеса Н. Р. Эрдмана «Село Степанчиково» 1956 г., которая не опубликована и до настоящего времени в исследованиях не рассматривалась (место хранения — Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека). Инсценировку произведения, которое относится к эпическому роду, трудно однозначно квалифицировать как литературный факт. Особенности той или иной пьесы-драматизации позволяют отнести ее как к произведениям художественной литературы, так и к произведениям сугубо драматическим, предназначенным для сцены (в зависимости от того, какое начало превалирует — театральное или исключительно литературное).
В рамках доклада будет проанализирован ряд художественных приемов и особенностей инсценировки Эрдмана, направленных на преобразование оригинала Достоевского:
  • преобразования сюжета и фабулы повести;
  • преобразования временных и пространственных категорий повести;
  • преобразования персонажного поля и речи персонажей.
В итоге будут сделаны выводы касательно:
  • соотношения «литературности»-театральности рассматриваемой инсценировки;
  • сценической специфики как главного фактора, влияющего на трансформацию текста повести в драматическую форму.