Повесть Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» в инсценировке Н. Р. Эрдмана
Дарья Алексеевна Дроздова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2016-04-20
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — анализ соотношения
литературного и театрального начал в инсценировке Н. Р. Эрдманом повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Оригинал сравнивается с пьесой в таких аспектах, как: сюжет и фабула; система и речь
персонажей; пространство и время. У Эрдмана относящиеся к этим категориям элементы оказались не только частично сокращенны, но и авторски переработаны. Однако законы сценического искусства так или иначе являются для пьесы довлеющим фактором, «сдвигающим» произведение из области литературы в область
театрального действа.
Тезисы
Доклад будет посвящен
соотношению литературного и театрального начал в инсценировке повести
Достоевского. Основными материалами для доклада послужат повесть Ф. М.
Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и пьеса Н. Р. Эрдмана «Село Степанчиково»
1956 г., которая не опубликована и до настоящего времени в исследованиях не
рассматривалась (место хранения — Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека).
Инсценировку произведения, которое относится к эпическому роду, трудно
однозначно квалифицировать как литературный факт. Особенности той или иной
пьесы-драматизации позволяют отнести ее как к произведениям художественной
литературы, так и к произведениям сугубо драматическим, предназначенным для сцены (в
зависимости от того, какое начало превалирует — театральное или исключительно
литературное).
В рамках доклада будет проанализирован ряд художественных приемов и особенностей инсценировки Эрдмана, направленных на преобразование оригинала Достоевского:
В рамках доклада будет проанализирован ряд художественных приемов и особенностей инсценировки Эрдмана, направленных на преобразование оригинала Достоевского:
- преобразования сюжета и фабулы повести;
- преобразования временных и пространственных категорий повести;
- преобразования персонажного поля и речи персонажей.
- соотношения «литературности»-театральности рассматриваемой инсценировки;
- сценической специфики как главного фактора, влияющего на трансформацию текста повести в драматическую форму.