Мистическая концепция Г. Д. Торо и даосизм
Стефания Антоновна Данилова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Кинозал
2016-04-21
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе ставится задача рассмотреть
интертекстуальность основных положений трактата «Дао Дэ Цзин» и
ключевого произведения американского писателя-натурфилософа Г. Д. Торо «Уолден, или жизнь в лесу». Проанализированы смежность идей и
резонансная поэтика вышеупомянутых произведений, написанных в разные эпохи и относящихся к разным жанрам. На
основе анализа поднимается вопрос, был ли Торо знаком с
непосредственным источником даосской философии.
Тезисы
Генри Дэвид Торо (1817–1862), американский писатель и
натурфилософ, стал известным по большей части в связи со своим ключевым
автобиографическим произведением «Уолден, или жизнь в лесу» (1854). Проникнувшись
глубиной трансценденталистских идей своего духовного наставника Р. У. Эмерсона,
Торо решился на кардинальный эксперимент, поселившись в изоляции, в лесу, на
берегу Уолденского пруда. Данным поступком Торо продемонстрировал свое
несогласие с постулатами промышленной революции, общества потребления и культа
материальной успешности. На протяжении 18 глав «Уолдена» он делится с читателями
своими впечатлениями от смены образа жизни во имя свободы от навязываемых
ценностей, ратует за созерцательное наслаждение и близость к природе как
первоисточнику.
Несмотря на то, что идеи даосской философии существовали с незапамятных времен, принято считать, что даосизм берет свое начало с 604 года до н. э., когда его основоположник Лао-Цзы покинул свою изобилующую мирскими ценностями жизнь и отправился на поиски истины в путешествие на Запад по горам и лесам. Примечателен факт, что в те времена выражение «уйти на Запад» означало «умереть». На протяжении своих исканий Лао-Цзы писал трактат «Дао Дэ Цзин», состоящий из 81 глав, каждая из которых призывает к медитативности, созерцательности, нахождению всего во всем, налаживанию контакта с природой и познанию себя через нее.
Было ли в 1837 г. известно Торо, получившему блестящее образование в Гарвардском университете, о «Дао Дэ Цзин», один из первых переводов которого на латынь был выполнен в 1788 г. — остается спорным вопросом, поскольку прямого цитирования из «Дао Дэ Цзин» в «Уолдене» не наблюдается. Однако не исключено, что Торо имеет эту книгу в виду как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее резонанс как между биографическими вехами Торо и Лао Цзы, так и между их автобиографическими работами, очевиден; на доказательство этого резонанса и претендует наше исследование. Мы проанализировали интертекстуальность поэтики, ключевых положений, посылов и символики вышеупомянутых произведений, провели компаративный анализ таких основополагающих понятий даосизма, как «у-вэй», «цинг», «Три Сокровища», «пу» и др., сравнив их с конкретными эпизодами из «Уолдена». Так, напр., для Торо воробей на плече — большая награда, чем эполеты, что отсылает к постулату даосизма «видеть великое в малом».
На основе данного анализа мы резюмируем, что сюжетная линия «Уолдена», осознанно или неосознанно, является реминисценцией жизненного пути самого Лао Цзы и его «ухода на Запад». В таком случае «Уолден, или жизнь в лесу» можно назвать своеобразной американской версией «Дао Дэ Цзин», переработанной, воссозданной либо самовоспроизведенной в целях необходимости переосмысления ценностей американским обществом потребления XIX в.
Несмотря на то, что идеи даосской философии существовали с незапамятных времен, принято считать, что даосизм берет свое начало с 604 года до н. э., когда его основоположник Лао-Цзы покинул свою изобилующую мирскими ценностями жизнь и отправился на поиски истины в путешествие на Запад по горам и лесам. Примечателен факт, что в те времена выражение «уйти на Запад» означало «умереть». На протяжении своих исканий Лао-Цзы писал трактат «Дао Дэ Цзин», состоящий из 81 глав, каждая из которых призывает к медитативности, созерцательности, нахождению всего во всем, налаживанию контакта с природой и познанию себя через нее.
Было ли в 1837 г. известно Торо, получившему блестящее образование в Гарвардском университете, о «Дао Дэ Цзин», один из первых переводов которого на латынь был выполнен в 1788 г. — остается спорным вопросом, поскольку прямого цитирования из «Дао Дэ Цзин» в «Уолдене» не наблюдается. Однако не исключено, что Торо имеет эту книгу в виду как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее резонанс как между биографическими вехами Торо и Лао Цзы, так и между их автобиографическими работами, очевиден; на доказательство этого резонанса и претендует наше исследование. Мы проанализировали интертекстуальность поэтики, ключевых положений, посылов и символики вышеупомянутых произведений, провели компаративный анализ таких основополагающих понятий даосизма, как «у-вэй», «цинг», «Три Сокровища», «пу» и др., сравнив их с конкретными эпизодами из «Уолдена». Так, напр., для Торо воробей на плече — большая награда, чем эполеты, что отсылает к постулату даосизма «видеть великое в малом».
На основе данного анализа мы резюмируем, что сюжетная линия «Уолдена», осознанно или неосознанно, является реминисценцией жизненного пути самого Лао Цзы и его «ухода на Запад». В таком случае «Уолден, или жизнь в лесу» можно назвать своеобразной американской версией «Дао Дэ Цзин», переработанной, воссозданной либо самовоспроизведенной в целях необходимости переосмысления ценностей американским обществом потребления XIX в.