XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Спектральные пертурбации в мозговой активности при распознавании эмоциональной лексики на русском и тюркских языках у представителей коренных народов Сибири в сравнении с русскими

Татьяна Николаевна Астахова
Докладчик
студент 4 курса
Новосибирский государственный университет

184
2016-04-19
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Распознавание эмоциональной лексики вызывает в головном мозге комплексную реакцию, включающую несколько компонентов когнитивной и аффективной оценки стимула. ЭЭГ может быть использована как методика, позволяющая оценить индивидуальные и групповые особенности реагирования испытуемых. Целью работы было изучение особенностей реагирования головного мозга при распознавании эмоционально-значимой (тревожной и агрессивной) лексики у представителей коренных народов Сибири (тувинцев и якутов) в сравнении с русскими, проживающими в городских (г. Новосибирск) и сельских районах Новосибирской области.

Тезисы

В обследовании участвовало 55 русских из г. Новосибирска, 54 русских из деревенских районов Новосибирской области (НСО), 29 жителей г. Якутска (Республика Якутия) и 55 жителей г. Кызыла (Республика Тува). В заданиях участник должен был определить, содержит ли предложение синтаксическую ошибку. Русские испытуемые распознавали ошибку в предложениях на русском языке, тувинские и якутские — на русском и национальном. Задание на каждом языке включало 200 предложений, половина из которых содержала синтаксическую ошибку. Задание на каждом языке содержало скрытое условие, о котором испытуемым не сообщалось. Предложения содержали информацию о тревожности самого испытуемого и других людей, агрессивности самого испытуемого и других людей, а также описание неодушевленных объектов.
Во время проведения эксперимента фиксировалась мозговая активность с помощью ЭЭГ, а также поведенческие данные, такие как скорость реакции и качество решения задания. Связанные с событиями спектральные пертурбации в диапазонах альфа (8–12 Гц) и тета (4–8 Гц) ритмов использовались в качестве показателей, отражающих динамику мозговой активности. Были выявлены различия в распознавании эмоциональной и нейтральной лексики. У сельского населения НСО и тюркоговорящих испытуемых при чтении на русском языке амплитуда тета-синхронизации была достоверно выше, а амплитуда альфа-десинхронизации ниже, чем у городских русских. Значимые межгрупповые различия наблюдались при распознавании собственной и чужой агрессии. У городских русских амплитуда тета-синхронизации была достоверно выше на предложения со своей агрессией, чем на предложения с чужой агрессией, а у остальных групп — наоборот: чужая агрессия вызывала мозговую реакцию с большей амплитудой. Кроме того, различия в восприятии эмоций не зависят от языка, но зависят от места проживания испытуемого (город или сельский район).
Полученные различия в ЭЭГ-реакциях могут интерпретироваться как показатель различий в реагировании испытуемых на агрессию других людей в сравнении с проявлением собственной агрессии. У городского населения доминирует стратегия снижения эмоциональности и усиления концентрации внимания при столкновении с чужой агрессией, тогда как деревенское русское и тюркоязычное население характеризуется сильным эмоциональным возбуждением. Результаты могут быть использованы при создании систем, тестирующих особенности эмоционального реагирования у пациентов с аффективной патологией, относящихся к разным этническим группам.
ЭЭГ-обследования проводились при поддержке гранта РНФ No. 14-15-00202 в рамках интеграционного проекта №87 между СО РАН и СО РАМН, этнографические исследования проводились при поддержке гранта РНФ No. 14-28-00045.