XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дело о «лесном прокуроре»: глазами очевидцев

Владимир Владимирович Турчаненко
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

213
2016-04-20
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен анализ нарративов, большая часть которых была собрана членами фольклорной экспедиции СПбГУ 2015 г. в Архангельской области. Исследование направлено на сопоставление моделей взаимодействия человека и медведя в мифологических, сказочных и биографических текстах. Систему моделей контакта животного и мужчины планируется расширить за счет рассказов, записанных от женщин. Было замечено, что женским нарративам свойственны устойчивые мотивы, среди которых, например, установка обетных крестов для защиты скота от нападения и запреты посещения леса в дни телесной нечистоты.

Тезисы

Деревенский житель Русского Севера открывает для себя «чужое» пространство леса с самого детства: запреты и внушенные сказками и рассказами страхи формируют границу, которую лишь изредка можно преодолеть с помощью старших. По мере взросления эта граница постепенно стирается: походы за грибами и ягодами, ночевка в лесной избушке с отцом или дедом и первая охота делают пространство все более знакомым, что, однако, не превращает его из «чужого» в «свое». Одним из признанных хозяев леса является медведь, а некоторые считают его даже «прокурором».
Мифологические представления о медведе, равно как и сказки, фиксировались на протяжении долгого времени собирателями и многократно интерпретировались фольклористами. Впрочем, стоит отметить, что помимо мотивов взаимодействия человека с медведем в мифологической (очеловечивание медведя, сближение его образа со священником, или, наоборот, с нечистой силой, использование медвежьего черепа для магической защиты скота и сала для привлечения полового партнера и т. д.) и сказочной прозе, возможен и существует опыт контакта человека и медведя, описанный в биографических нарративах.
В ходе фольклорно-антропологической экспедиции 2015 г. в деревню Белощелье Лешуконского района Архангельской области нами был записан обширный корпус интервью, подтверждающий наличие подобных практик взаимодействия. Случайные встречи с «лесным прокурором» на его территории и за ее пределами, его «пакости» и ответная реакция человека, попытки обмана и взаимное уважение — сложные и запутанные нарративные модели контакта человека и медведя стали предметом нашего исследования.
В докладе представлено исследование нарративов, большая часть которых была собрана членами фольклорной экспедиции СПбГУ 2015 г. в Архангельской области. Анализ направлен на сопоставление моделей взаимодействия человека и медведя в мифологических, сказочных и биографических текстах. Систему моделей контакта животного и мужчины планируется расширить за счет рассказов, записанных от женщин. Было замечено, что женским нарративам свойственны устойчивые мотивы,среди которых, например, установка обетных крестов для защиты скота от нападения и запреты посещения леса в дни телесной нечистоты.