XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Динамическая ситуация наблюдения в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы»

Елена Николаевна Егорова
Докладчик
студент 4 курса
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

171
2016-04-20
15:15 - 15:35

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению динамической ситуации наблюдения в романе Д. И. Рубиной «На солнечной стороне улицы». Писательница трансформирует ситуацию наблюдения в зависимости от характера его субъекта, что позволяет продемонстрировать специфику художественного восприятия, вовлечь читателя в мир текста, превращая его в зрителя.

Тезисы

Субъект наблюдения изучается в лингвистике, литературоведении, семиотике (В. Шмид, Б. А. Успенский, Е. В. Падучева и др.). Сегодня ощущается необходимость обращения к более широкому, чем точка зрения, понятию — поле зрения воспринимающего, к интерпретации компонентов динамической ситуации наблюдения.
 Во многих произведениях Д. Рубиной воплощены образы художников и скульпторов («На Верхней Масловке», «На солнечной стороне улицы», «Белая голубка Кордовы»), кукольников («Синдром Петрушки»), иллюзионистов («Почерк Леонардо»). В них писательница создает свернутые и развернутые динамические ситуации наблюдения, компонентами которых являются его субъект, объект и предикат. Динамический характер ситуации выражается в варьировании планов изображения, наложении полей зрения друг на друга и др.
Вера Щеглова, главная героиня романа «На солнечной стороне улицы», — художник. Она воспринимает цвет и свет гораздо сложнее, чем обычный человек, различая их оттенки. Вера категорична в предпочтении зримого восприятия действительности, но это не значит, что ей не дано восприятие слышимого. В этом романе парадоксальным образом наблюдаемое приобретает звучание: Вера близко стояла и доверчиво наблюдала этот разговор.
Объект наблюдения не статичен, он динамизируется за счет варьирования планов изображения (крупного, детального или общего), взаимопереходов фактуальной информации и концептуальной, смены рематической доминанты. В центре внимания Веры оказывается прежде всего лицо человека, которое может мучить ее, просить воплощения в другую жизнь, всплывать во сне или за работой.
В качестве предикатов наблюдения, помимо глаголов зрительного восприятия (видеть, глядеть, смотреть), в которых актуализируется сема понимания, используются предикаты охватить (панорамой), вписать (фигуру в пространство картины).
Развертывание динамической ситуации наблюдения позволяет продемонстрировать специфику художественного восприятия, вовлечь читателя в мир текста, превращая его в зрителя.