Экспериментальное исследование обработки экспрессивных глаголов с отрицательной коннотацией при решении задачи «reading comprehension» мужчинами и женщинами
Ксения Сергеевна Позовкина
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
184
2016-04-19
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты
экспериментального исследования влияния типа экспрессивной семантики языковых
стимулов на скорость выполнения задачи «reading comprehension» (чтение); в эксперименте принимали участие численно равные группы участников — мужчины и женщины. В
качестве стимулов использовались миниконтексты с нейтральными и экспрессивными
глаголами отрицательной семантики. Актуальность исследования состоит в том, что
оно находится на пересечении таких развивающихся направлений, как когнитивная
лингвистика, гендерная лингвистика и экспериментальная лингвистика.
Тезисы
В гендерной лингвистике отмечено, что экспрессивная
лексика противопоставляет мужскую и женскую речь. Так, в работах многих
исследователей говорится о том, что женская речь является более эмоциональной
по сравнению с мужской (Е. И. Горошко, А. В. Кирилина и др.). Данные наблюдения
были подтверждены нами при исследовании диалогического общения, также была
выявлена не только количественная, но и качественная разница (тип
экспрессивности) в употреблении экспрессивных единиц мужчинами и женщинами.
Полученные нами результаты послужили основанием для выдвижения гипотезы о том,
что гендерные различия могут проявиться также и при восприятии экспрессивных
единиц.
Для проверки гипотезы нами был спланирован эксперимент с привлечением программного обеспечения E-Prime 2.0. Новизна данной работы заключается в том, что впервые с помощью современных экспериментальных методов изучаются гендерные оппозиции в восприятии экспрессивных единиц. Участники эксперимента: 44 студента томских вузов, равное количество мужчин и женщин. В качестве стимулов мы отобрали две группы единиц: экспрессивные глаголы с отрицательной коннотацией, стилистически маркированные, в семантике которых присутствовал компонент «делать что-либо в значительное степени выше нормы» (разожраться, размалеваться), а также группа экспрессивно нейтральных глаголов (удостовериться, договориться). Для данных стимулов были подобраны минимальные контексты структурного типа: S + adv (temp.) + V, где S — субъект предложения (он/она), adv (temp.) — сирконстант времени (вчера/сегодня/завтра), V — глагол. Стимулы были введены в задачу reading comprehension, где участникам предлагалось прочитать предложение и ответить на вопрос. Дизайн эксперимента: 2x2x2, где в качестве независимых переменных выступили пол испытуемого, тип экспрессивности и род субъекта действия. В качестве зависимых переменных собирались данные о времени реакции (RT).
Результаты:
Для проверки гипотезы нами был спланирован эксперимент с привлечением программного обеспечения E-Prime 2.0. Новизна данной работы заключается в том, что впервые с помощью современных экспериментальных методов изучаются гендерные оппозиции в восприятии экспрессивных единиц. Участники эксперимента: 44 студента томских вузов, равное количество мужчин и женщин. В качестве стимулов мы отобрали две группы единиц: экспрессивные глаголы с отрицательной коннотацией, стилистически маркированные, в семантике которых присутствовал компонент «делать что-либо в значительное степени выше нормы» (разожраться, размалеваться), а также группа экспрессивно нейтральных глаголов (удостовериться, договориться). Для данных стимулов были подобраны минимальные контексты структурного типа: S + adv (temp.) + V, где S — субъект предложения (он/она), adv (temp.) — сирконстант времени (вчера/сегодня/завтра), V — глагол. Стимулы были введены в задачу reading comprehension, где участникам предлагалось прочитать предложение и ответить на вопрос. Дизайн эксперимента: 2x2x2, где в качестве независимых переменных выступили пол испытуемого, тип экспрессивности и род субъекта действия. В качестве зависимых переменных собирались данные о времени реакции (RT).
Результаты:
- Статистический анализ показал высокий уровень значимости фактора экспрессивности (P=0,00000***).
- Фактор пола показал статистическую разницу в скорости реакции мужчин и женщин (P=0,00006**).
- Показатель взаимодействия факторов экспрессивности и пола субъекта оказался статистически значимым, в случае, когда в качестве референта в предложении выступала женщина (P=0,02327*).