Мотив зеркала в романе Д. И. Рубиной «Почерк Леонардо»
            Ирина Анатольевна Заросило
        
        
        Докладчик
        
        
        магистрант 1 курса
Южный федеральный университет
    Южный федеральный университет
188
2016-04-19
16:50 -
        17:10
    Ключевые слова, аннотация
    Мотив зеркала в романе Д. И. Рубиной «Почерк Леонардо»
рассматривается в докладе с точки зрения традиций народной культуры и русской литературы. Выделяются основные функции и характеристики зеркала в художественном
мире писателя: проход в потусторонний мир, предвестник будущего,
способность к запоминанию, поглощению образов. Рубина использует
зеркальность как
предмет вещественного мира и как художественный прием.
Тезисы
    Мотив
зеркала широко используется в русской и зарубежной литературе, а также зеркало
является особым, магическим предметом в народной культуре. Поэтому мотив
зеркала в романе Д. И. Рубиной Почерк Леонардо» исследуется нами с точки зрения традиций
народной культуры и русской литературы. 
Несмотря на
пристальное внимание исследователей к творчеству Рубиной и, в частности, к
первому роману трилогии «Люди воздуха», мотив зеркала рассматривали только
фрагментарно. 
В
романе Рубиной зеркальность выступает не только явлением предметного мира, но и
художественным приемом. Последнее отражается, например, в способах передачи
психологизма и системе персонажей. Зеркало в романе является проходом в
потусторонний мир: «…еще миг-другой — и зеркалье растворит наконец свою тонкую
твердую пленку на входе в другую, обещанную Элиэзером, параллельную, правильную
зеркальную вселенную…» (Рубина Д. И. Почерк Леонардо. М.: Эксмо, 2014). 
Также
зеркала как вещи предметного мира и как метафизические в сознании героини
позволяют предвидеть будущее, читать мысли и показывать прошлое. Рубина
наделяет зеркала собственной памятью и способностью к поглощению образов. 
Таким
образом, используя мотив зеркала в романе «Почерк Леонардо», Рубина не только
творит в рамках традиций русской культуры, но и создает особый художественный
образ зеркала. В ее романе зеркало является одновременно проходом в потусторонний
мир и самим этим миром.  Отличительной
чертой романа является изображение зеркала не только как вещественного предмета,
но и как метафизического зеркального образа в сознании главной героини.