Средства создания парадоксальной образности в романе М. Зусака «Книжный вор»
            Юлия Родионовна Быковская
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 3 курса
Севастопольский государственный университет
    Севастопольский государственный университет
182
2016-04-19
14:50 -
        15:10
    Ключевые слова, аннотация
    Данная работа представляет исследование парадокса как лингвистического явления, а также средств и способов его вербализации в интеллектуальном романе М. Зусака «Книжный вор». Выразительный потенциал парадокса в художественном дискурсе непосредственно связан с оригинальностью формы парадоксального высказывания, с особыми лингвистическими механизмами, лежащими в его основе и обеспечивающими нестандартное прочтение его смысла.
Тезисы
- Объектом данного исследования является парадокс как лингвистическое явление, предметом — средства и способы его вербализации в тексте романа. Целью работы стала попытка доказать, что парадокс выступает текстообразующим приемом на вербальном уровне романа М. Зусака (Zusak) «Книжный вор» («The Book Thief»), а парадоксальность является характерной чертой его образности.
 - Парадоксальные высказывания рассмотрены с точки зрения способа их вербального воплощения, а также семантических, функционально-стилистических и прагматических особенностей.
 - Процесс восприятия парадокса часто требует интеллектуального усилия, готовности к неожиданной языковой игре: «I’ve seen so many young men over the years who think they’re running at other young men. They are not. They’re running at me [Death]».
 - Важную роль в создании алогичных описаний и образов играют авторские перифразы. Некоторая искусственность формы и семантическая аномальность, присущая им, позволяют Зусаку с удивительной точностью и экспрессией отобразить парадоксальность эпохи. Описанный эффект достигается также с помощью сравнений, объединяющих контрадикторные признаки внутри одного высказывания.
 - Особое место в создании парадоксальной образности романа занимают метафоры. Смешанная метафора Зусака становится парадоксальной благодаря своей антиномичности и совершенно непредсказуемому характеру семантического переноса.
 - Одним из способов вербализации парадоксального мышления автора является намеренная трансформация сочетаемости элементов высказывания: «He looked back at the faces naked with fear».
 - Большинство парадоксов Зусака не пустая игра словами, а глубокое и серьезное переосмысление действительности. Содержательный парадокс преобладает над авторефлексивным.
 - Рассмотренные приемы вербального воплощения парадокса оказывают огромное эмоциональное воздействие на читателя благодаря своей форме, содержанию и частотности использования, что дает нам право говорить о текстообразующей роли парадоксального высказывания в исследуемом романе.
 - Основным лингвистическим механизмом создания парадокса у Зусака выступает антиномия, реализуемая несколькими способами: посредством антонимов; семантически гетерогенных лексических единиц; сознательного нарушения привычной сочетаемости компонентов высказывания; приемов, строящихся на семантической аномальности — оксюморонов, каламбуров, авторских перифразов, метафор, сравнений; контрастивных синтаксических фигур — батоса, хаотического перечисления.
 - Парадокс в исследованном романе носит полифункциональный характер. Кроме исторической, философской, сюжетной, характерологической и композиционной функций парадокс также реализует ироническую, эмотивную и оценочную функции.