XIX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Рецепция событий «Пражской весны» в неподцензурной советской и чешской поэзии

Елизавета Дмитриевна Фомина
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

4-y
2016-04-21
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

В докладе ставится задача сопоставить реакцию со стороны чешских и советских неподцензурных поэтов на ввод войск стран Варшавского договора на территорию Чехословацкой Республики 21 августа 1968 г. В результате анализа и сравнения поэтических текстов в чешской поэзии можно зафиксировать такие чувства, как гнев, протест, полное неприятие происходящего, а также — невозможность преодоления сложившихся обстоятельств. Для советской неподцензурной поэзии характерен стыд сопричастности происходящему, для чешской — осмысление своего народа как жертвы другого государства.

Тезисы

События «Пражской весны» получили общественный резонанс не только на территории Чехословакии, но и в СССР. Кульминацией становится вторжение войск Варшавского договора на территорию Чехословацкой Республики 21 августа 1968 г., с одной стороны, и «демонстрация семерых», с другой. Томаш Гланц в статье «Позор. О вводе войск в Чехословакию в литературных и гуманитарных кругах» (НЛО, 2011,11) намечает проблему поэтического отклика на «танки в Праге», однако не ставит перед собой задачу сопоставить реакции со стороны русских и чешских поэтов, что является целью данной работы. Реакцией со стороны советских диссидентов становится не только «демонстрация семерых», но и поэтический отклик. Е. Евтушенко («Танки идут по Праге») вторжение советских войск воспринимает как тяжелейший удар по судьбе обоих народов. Важнейшей становится тема общенародного стыда и вины перед чехами, как, например, в стихотворении Н. Коржавина «Апокалипсис». Подавление «Пражской весны» сравнивается с декабристским восстанием (А. Галич, «Петербургский романс»). Вопрос о возможности «выхода на площадь» становится нравственным критерием для целого поколения (А. Галич). В большинстве текстов ставится проблема трагического осознания «своего» и «чужого» как необходимость личного выбора: «Танки идут по солдатам, сидящим внутри этих танков» (Е. Евтушенко), «А в Праге, в танках, наши дети…» (Н. Коржавин). В стихотворении Л. Лосева «Из радиоперехватов» эта проблема соотносится с мотивом прерванной коммуникации. В четверостишии А. Твардовского «Что делать нам с тобой, моя присяга» происходит переосмысление природы советской власти: если в 1945 г. советские войска освободили Прагу от немецкой оккупации, то в 1968 они, в сущности, устанавливают свою.
Не менее остро воспринимают ввод советских войск поэты Чехословакии. Практически во всех стихотворениях звучит яростное неприятие советского режима. И. Дивиш включает в сборник «Конец Чехии» стихотворение «Большевикам», которые «всё поспеют изгадить». В стихотворении «Я этому свидетель» автор осознает свою ничтожность перед «бесами», то есть советской властью. В «Псалме 97» поэт критикует Сталина за убийство Б. Пильняка и О. Мандельштама. Таким образом, возникает полное непринятие любых действий, направленных против человеческой свободы. В ночь на 21 августа поэт К. Крыл сочиняет песню «Братишка, закрывай дверь», которая получила широкое распространение на территории Чехии. Здесь возникает сравнение войск и чешского народа как волка и «барашка». Таким образом, мы видим противоположные интенции: советские неподцензурные поэты акцентируют внимание на чувствах стыда и вины. В чешской поэзии можно зафиксировать такие чувства, как гнев, протест, полное неприятие происходящего, и — невозможность преодоления сложившихся обстоятельств.