Стихотворение В. В. Маяковского «Три тысячи и три сестры» в газетном контексте
Анна Эдуардовна Матюшенко
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2016-04-20
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Газетное стихотворение В. В. Маяковского «Три тысячи и три сестры» (1928) не привлекало серьезного исследовательского внимания. В докладе мы предпримем попытку проанализировать этот поздний текст поэта, учитывая литературный, политический и биографический контекст, опираясь на газетные публикации той эпохи.
Тезисы
В фокусе внимания в нашем докладе — газетные ключи к стихотворению Маяковского «Три тысячи и три сестры» (1928), а также интерпретация этого текста с точки зрения социального заказа.
1. Тема стихотворения проста — в нем описывается, как за годы советской власти изменилась страна: на месте захудалых чеховских провинций были возведены крупные промышленные города. В Харькове были построены железные дороги, в Баку налажены зоны отдыха для рабочих, в Казани преодолена безграмотность. «Три тысячи и три сестры» входит в серию стихотворений-репортажей из процветающих советских «новорожденных столиц», которые Маяковский посещал во время путешествия по стране. Очевидно, текст представляет собой гимн советской власти и подводит промежуточный итог преобразований, проведенных в СССР.
2. Газетное стихотворение Маяковского обычно является реакцией на какое-либо событие общественной жизни, поэтому интерпретировать его удобно с опорой на выпуски газет того периода, в который оно было написано. «Три тысячи и три сестры» впервые было опубликовано в восемнадцатом номере газеты «Ленинградская правда» 21 января 1928 г. Этот выпуск был посвящен четвертой годовщине смерти В. И. Ленина. Стихотворение размещено в центре второй страницы номера среди воспоминаний о Ленине, вышедших под заголовком «Три встречи с Ильичом». Этот факт подсвечивает аллюзию на «Трех сестер» Чехова, появляющуюся в названии и первых строках стихотворения, с неожиданной стороны, так как действие пьесы начинается со смерти отца, когда сестры находятся в растерянности относительно своего будущего.
3. Необходимо также учитывать события творческой биографии Маяковского, на фоне которой было написано стихотворение. В нашем случае — это острая полемика вокруг революционной поэмы «Хорошо» (1927) среди пролетарских писателей, которая могла подогреть пыл Маяковского по отношению к ВАППу. Мы предположили, что стихотворение «Три тысячи и три сестры» не только панегирик советской власти, но и призыв, обращенный к «засидевшимся» писателям, познать «живую хронику городов и людей». Здесь поэт выступает за массовость искусства, за которую нужно бороться, путешествуя по СССР и чаще бывая среди рабочих и нефтяников. Так же рассуждает и соратник Маяковского по ЛЕФу В. Шкловский в статье «О писателе и производстве», где определяется, каким должен быть художник современности.
4. Маяковский создавал стихотворения из заранее написанных заготовок, поэтому они — результат монтажа и не должны восприниматься как единый вдохновенный порыв. Мы уделили больше внимания построчному комментарию газетного стихотворения и выяснили, как, например, наш текст связан с провалом американской нефтяной компании. Таким образом, сложное переплетение мотивов демонстрирует, сколь разнообразные функции выполняло газетное стихотворение Маяковского.
1. Тема стихотворения проста — в нем описывается, как за годы советской власти изменилась страна: на месте захудалых чеховских провинций были возведены крупные промышленные города. В Харькове были построены железные дороги, в Баку налажены зоны отдыха для рабочих, в Казани преодолена безграмотность. «Три тысячи и три сестры» входит в серию стихотворений-репортажей из процветающих советских «новорожденных столиц», которые Маяковский посещал во время путешествия по стране. Очевидно, текст представляет собой гимн советской власти и подводит промежуточный итог преобразований, проведенных в СССР.
2. Газетное стихотворение Маяковского обычно является реакцией на какое-либо событие общественной жизни, поэтому интерпретировать его удобно с опорой на выпуски газет того периода, в который оно было написано. «Три тысячи и три сестры» впервые было опубликовано в восемнадцатом номере газеты «Ленинградская правда» 21 января 1928 г. Этот выпуск был посвящен четвертой годовщине смерти В. И. Ленина. Стихотворение размещено в центре второй страницы номера среди воспоминаний о Ленине, вышедших под заголовком «Три встречи с Ильичом». Этот факт подсвечивает аллюзию на «Трех сестер» Чехова, появляющуюся в названии и первых строках стихотворения, с неожиданной стороны, так как действие пьесы начинается со смерти отца, когда сестры находятся в растерянности относительно своего будущего.
3. Необходимо также учитывать события творческой биографии Маяковского, на фоне которой было написано стихотворение. В нашем случае — это острая полемика вокруг революционной поэмы «Хорошо» (1927) среди пролетарских писателей, которая могла подогреть пыл Маяковского по отношению к ВАППу. Мы предположили, что стихотворение «Три тысячи и три сестры» не только панегирик советской власти, но и призыв, обращенный к «засидевшимся» писателям, познать «живую хронику городов и людей». Здесь поэт выступает за массовость искусства, за которую нужно бороться, путешествуя по СССР и чаще бывая среди рабочих и нефтяников. Так же рассуждает и соратник Маяковского по ЛЕФу В. Шкловский в статье «О писателе и производстве», где определяется, каким должен быть художник современности.
4. Маяковский создавал стихотворения из заранее написанных заготовок, поэтому они — результат монтажа и не должны восприниматься как единый вдохновенный порыв. Мы уделили больше внимания построчному комментарию газетного стихотворения и выяснили, как, например, наш текст связан с провалом американской нефтяной компании. Таким образом, сложное переплетение мотивов демонстрирует, сколь разнообразные функции выполняло газетное стихотворение Маяковского.