Κίνησις и ἀκινησία у Парменида и М.Карагатиса
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2016-04-22
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен выявлению структурной аналогии между поэмой Парменида «О природе» и рассказом М. Карагатиса «Одинокое путешествие на остров Кифира». Цель доклада — сопоставление образов покоя и движения, а также художественных приемов, с помощью которых учреждается их неразличимость.
Тезисы
Доклад посвящен выявлению структурной аналогии между поэмой Парменида «О природе» (ὁ Παρμενίδης, Περί φύσεως) и рассказом М. Карагатиса «Одинокое путешествие на остров Кифира» (Μ. Καραγάτσης, Μοναχικὸ ταξίδι στὰ Κύθηρα). Предполагается провести сравнительный анализ художественных приемов и литературно-философских практик Парменида и М. Карагатиса, позволяющих говорить о логической невозможности точно определить понятия покоя и движения вплоть до полной их неразличимости.
В докладе сравниваются случаи употребления понятий «неподвижность» и «движение», а также различные образы и ситуации, выражающие парадоксальность «движения покоя» и «покоя движения» в указанных произведениях:
1. Сопоставляются контексты употребления одних и тех же слов Парменидом и Карагатисом. Предлагается краткий обзор истории значений слов κίνησις и ἀκινησία в античной, византийской и новогреческой литературе с целью выявления смысловых нюансов словоупотребления.
2. Проводятся аналогии между основными вехами путешествия юноши из поэмы Парменида, и путешественника из рассказа Карагатиса.
3. Показывается, каким образом у М. Карагатиса в рассказе выражены почти все основные идеи Парменида: о неподвижности бытия, о невозможности определения движения, времени и изменения, об идее пути (μέθοδος), о различии путей мнения и истины, о «людях о двух головах» и пр.
4. Осуществляется попытка описать художественные приемы Парменида и М. Карагатиса, которые используются для выражения и иллюстрации логико-философских идей, связанных с выявлением сложностей и противоречий в определении понятий времени, движения и изменения.
В докладе также предлагается одна из возможных интерпретаций тезиса В. В. Бибихина о том, что в небольшом художественном проемии к поэме Парменида «О природе» уже сказано все то, что сказано в основной — философской — ее части [см. Бибихин В.В. Чтение философии. — СПб.: Наука, 2009. — 536 с]. Также предполагается показать, что рассказ М.Карагатиса тоже может быть интерпретирован как введение к поэме Парменида.
Исследование поддержано проектом РГНФ № 15-03-00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».
В докладе сравниваются случаи употребления понятий «неподвижность» и «движение», а также различные образы и ситуации, выражающие парадоксальность «движения покоя» и «покоя движения» в указанных произведениях:
1. Сопоставляются контексты употребления одних и тех же слов Парменидом и Карагатисом. Предлагается краткий обзор истории значений слов κίνησις и ἀκινησία в античной, византийской и новогреческой литературе с целью выявления смысловых нюансов словоупотребления.
2. Проводятся аналогии между основными вехами путешествия юноши из поэмы Парменида, и путешественника из рассказа Карагатиса.
3. Показывается, каким образом у М. Карагатиса в рассказе выражены почти все основные идеи Парменида: о неподвижности бытия, о невозможности определения движения, времени и изменения, об идее пути (μέθοδος), о различии путей мнения и истины, о «людях о двух головах» и пр.
4. Осуществляется попытка описать художественные приемы Парменида и М. Карагатиса, которые используются для выражения и иллюстрации логико-философских идей, связанных с выявлением сложностей и противоречий в определении понятий времени, движения и изменения.
В докладе также предлагается одна из возможных интерпретаций тезиса В. В. Бибихина о том, что в небольшом художественном проемии к поэме Парменида «О природе» уже сказано все то, что сказано в основной — философской — ее части [см. Бибихин В.В. Чтение философии. — СПб.: Наука, 2009. — 536 с]. Также предполагается показать, что рассказ М.Карагатиса тоже может быть интерпретирован как введение к поэме Парменида.
Исследование поддержано проектом РГНФ № 15-03-00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».