«С Божьей помощью»: Божественная помощь, Божий промысел и иные типы божественного вмешательства в русском летописании
Мария Сергеевна Петровская
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
кафедра библеистики
2016-03-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Настоящий
доклад посвящен исследованию особенностей существования идеи божественного
вмешательства в русском летописании (его типов и обслуживающей его топики). В
целом следуя библейской традиции и ориентируясь на Священное Писание как на
абсолютный образец, русские летописцы, тем не менее, приспосабливали ее к
историко-культурным реалиям Древней Руси и использовали ее для оценки событий
национальной истории.
Тезисы
Настоящий доклад посвящен исследованию особенностей существования идеи божественного
вмешательства в русском летописании (его типов и обслуживающей его топики). В
целом следуя библейской традиции и ориентируясь на Священное Писание как на
абсолютный образец, русские летописцы, тем не менее, приспосабливали ее к
историко-культурным реалиям Древней Руси и использовали ее для оценки событий
национальной истории.
Анализ материала показывает, что, как правило, божественное вмешательство маркирует фрагменты летописного повествования, символически связанные с одной из ключевых тем: демонстрация могущества Бога, чудесное спасение перед лицом опасности, Божий суд как средство мгновенной восстановления нравственной гармонии в истории. Чаще всего, Бог являет свою силу в рассказах, повествующих о военных конфликтах, что объясняется библейской традицией и важностью этой сферы для средневекового сознания, в иерархии которого ратное дело занимало привилегированные положение. Внедрение в текст мотива божественной помощи позволяло объяснить причину победы одной из сторон, а также сделать ее легитимной. Поражение трактовалось как наказание за нарушение божественных заповедей (под которыми, как следует из контекста, понималось, прежде всего, нарушение феодальных норм – вассальных клятв, крестного целования, и пр), или же как возмездие за вызов могуществу самого Бога. В последнем случае использовалась повествовательная модель «Господь гордым противится, а смиренным благодать дает». Наоборот, высшим проявлением божественной помощи и поддержки в битве выступало участие в ней архангела Михаила или ангельского воинства, становившимися проводниками божественной военной мощи. Не менее часто волю Бога в русском летописании символизировало указание на явление Божьего промысла. Берущий свое начало в неоплатонической традиции раннего христианства, он отождествлялся русскими летописцами с Богом, эти два понятия использовался русскими летописцами в одинаковом контексте.
Однако помимо непосредственного вмешательства в исторические события, Бог русской летописи может влиять на ход истории опосредованно, через человека, обычно князя «вкладывая» в его сердце то или иное решение. Метафора сердца как вместилище интелектуальных и психологических функций восходит к Ветхому Завету (напр., 3 Цар. 11,3-4). На обыденном уровне христианской антропологии Средневековья этот орган человеческого тела воспринимается как обиталище Св.Духа.
Таким образом, становясь смысловым ядром различных повествовательных моделей, в русском летописании Бог выступает подлинным «двигателем истории» (в терминологии Я.Н. Любарского), ее нравственным началом, универсальной причиной любых исторических событий.
Анализ материала показывает, что, как правило, божественное вмешательство маркирует фрагменты летописного повествования, символически связанные с одной из ключевых тем: демонстрация могущества Бога, чудесное спасение перед лицом опасности, Божий суд как средство мгновенной восстановления нравственной гармонии в истории. Чаще всего, Бог являет свою силу в рассказах, повествующих о военных конфликтах, что объясняется библейской традицией и важностью этой сферы для средневекового сознания, в иерархии которого ратное дело занимало привилегированные положение. Внедрение в текст мотива божественной помощи позволяло объяснить причину победы одной из сторон, а также сделать ее легитимной. Поражение трактовалось как наказание за нарушение божественных заповедей (под которыми, как следует из контекста, понималось, прежде всего, нарушение феодальных норм – вассальных клятв, крестного целования, и пр), или же как возмездие за вызов могуществу самого Бога. В последнем случае использовалась повествовательная модель «Господь гордым противится, а смиренным благодать дает». Наоборот, высшим проявлением божественной помощи и поддержки в битве выступало участие в ней архангела Михаила или ангельского воинства, становившимися проводниками божественной военной мощи. Не менее часто волю Бога в русском летописании символизировало указание на явление Божьего промысла. Берущий свое начало в неоплатонической традиции раннего христианства, он отождествлялся русскими летописцами с Богом, эти два понятия использовался русскими летописцами в одинаковом контексте.
Однако помимо непосредственного вмешательства в исторические события, Бог русской летописи может влиять на ход истории опосредованно, через человека, обычно князя «вкладывая» в его сердце то или иное решение. Метафора сердца как вместилище интелектуальных и психологических функций восходит к Ветхому Завету (напр., 3 Цар. 11,3-4). На обыденном уровне христианской антропологии Средневековья этот орган человеческого тела воспринимается как обиталище Св.Духа.
Таким образом, становясь смысловым ядром различных повествовательных моделей, в русском летописании Бог выступает подлинным «двигателем истории» (в терминологии Я.Н. Любарского), ее нравственным началом, универсальной причиной любых исторических событий.