Нарративные стратегии авторов-путешественников в русских травелогах начала XIX в.
Наталья Владимировна Константинова
Докладчик
заведующий отделом
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирский государственный педагогический университет
171
2016-03-14
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен основным вопросам изучения эволюции жанра травелога в России в начале
XIX в., в период, который исследователи традиционно называют «эпохой
путешествий». Предметом исследования становятся индивидуальные нарративные
стратегии авторов-путешественников, которые создают свои произведения под
влиянием мощной литературной традиции. В процессе анализа текстового
материала (путевых записок) выделяются принципы и формы соединения двух
основных нарративных стратегий: автора-документалиста, этнографа, историка и
автора-писателя, литератора, художника.
Тезисы
В
исследовательских работах о формировании и эволюции жанра травелога в России
особое внимание уделяется периоду конца XVIII в. — начала XIX в., который даже
принято называть «эпохой путешествий». Особый интерес вызывает способ описания,
казалось бы, одинаковых событий, в которых авторы травелогов были
непосредственными участниками либо очевидцами. Именно нарративные стратегии
авторов-путешественников исследованы в меньшей степени.
Анализ автокомментария в путевых записках демонстрирует значимость следующих вопросов, возникающих перед автором травелога: автор должен описывать только те события, в которых он непосредственно участвовал, либо был их очевидцем? Каким образом необходимо фиксировать события в записках? Каким слогом необходимо описывать увиденное? Какова цель фиксации тех или иных событий, впечатлений, характеристик? Какова логика повествования?
Следует отметить, что авторы травелогов в этот период невольно испытывали на себе влияние мощной литературной традиции, порожденной творчеством Н. М. Карамзина. В связи с чем в путевых заметках возникало очевидное «напряжение» между двумя нарративными стратегиями: автора-документалиста, этнографа, историка и автора-писателя, литератора, художника. Однако нарративные стратегии авторов-путешественников, реальных участников описанных событий, оказываются гораздо богаче и многообразнее выделенных шаблонных, стереотипных конструкций. Путевые записки демонстрируют своеобразие нового жанра (слова о путешествии), который синтезирует литературный канон и личный опыт путешественника, стереотипность, шаблонность повествования с индивидуальной нарративной стратегией автора-путешественника. При этом установка на объективность записок в процессе фиксации событий модифицируется, заменяется субъективным повествованием автора о собственном восприятии, эмоциях и переживаниях. На уровне нарратива выражается стремление автора совместить несколько точек зрения на мир: поэта, писателя, художника, человека, документалиста, этнографа, историка. Такой подход позволяет автору-путешественнику познать Иное, Чужое через самоидентификацию личности.
Анализ автокомментария в путевых записках демонстрирует значимость следующих вопросов, возникающих перед автором травелога: автор должен описывать только те события, в которых он непосредственно участвовал, либо был их очевидцем? Каким образом необходимо фиксировать события в записках? Каким слогом необходимо описывать увиденное? Какова цель фиксации тех или иных событий, впечатлений, характеристик? Какова логика повествования?
Следует отметить, что авторы травелогов в этот период невольно испытывали на себе влияние мощной литературной традиции, порожденной творчеством Н. М. Карамзина. В связи с чем в путевых заметках возникало очевидное «напряжение» между двумя нарративными стратегиями: автора-документалиста, этнографа, историка и автора-писателя, литератора, художника. Однако нарративные стратегии авторов-путешественников, реальных участников описанных событий, оказываются гораздо богаче и многообразнее выделенных шаблонных, стереотипных конструкций. Путевые записки демонстрируют своеобразие нового жанра (слова о путешествии), который синтезирует литературный канон и личный опыт путешественника, стереотипность, шаблонность повествования с индивидуальной нарративной стратегией автора-путешественника. При этом установка на объективность записок в процессе фиксации событий модифицируется, заменяется субъективным повествованием автора о собственном восприятии, эмоциях и переживаниях. На уровне нарратива выражается стремление автора совместить несколько точек зрения на мир: поэта, писателя, художника, человека, документалиста, этнографа, историка. Такой подход позволяет автору-путешественнику познать Иное, Чужое через самоидентификацию личности.