XLV Международная филологическая научная конференция

Источники газетных заголовков (на материале казахстанской прессы)

Малика Муратовна Аймагамабетова
Докладчик
докторант
Казахский национальный педагогический университет имени Абая

215-а
2016-03-16
14:00 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

Заголовок газетной статьи — это важный сигнальный элемент, который заставляет нас обратить внимание на ту или иную статью. Исследования психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому журналисту так важно выбрать подходящий заголовок для своей публикации. Заголовок — «лицо» всей газеты, он влияет на ее популярность и конкурентоспособность издания.


Тезисы

Заголовок газетной статьи — это важный сигнальный элемент, который заставляет нас обратить внимание на ту или иную статью. Исследования психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому журналисту так важно выбрать подходящий заголовок для своей публикации. Заголовок — «лицо» всей газеты, он влияет на ее популярность и конкурентоспособность издания.
В научных работах по языкознанию можно встретить использование терминов «заглавие», «заголовок», «название». В общеязыковых словарях эти термины представлены как синонимичные.
В заглавие могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. Также могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, прецедентные тексты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.
Материалом для написания статьи послужили более двух тысяч газетных заголовков казахстанских газет: «Казахстанская правда», «Вечерняя Алматы», «Время», «Экспресс К», «Литер», «Мегаполис», «Деловая неделя», «Курсивъ» и другие.
Оказалось, что основными источниками заголовков являются пословицы и поговорки, фразеологизмы и произведения художественной литературы. Более 30% заголовков составляют  преобразования пословиц и поговорок, 20% составляют фразеологизмы, около 17% — это цитаты из художественных произведений, 15% заглавий — это трансформированные цитаты из кинофильмов и песен. В основном изменениям подвергаются фразы, устойчивые выражения, фрагменты диалогов из кинофильмов и песен советского периода.
Заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он может обозначить тему. Но главная функция заголовка в современной прессе — это привлечение внимания читателя. Для этого журналистами используются все возможные средства: многозначность слова, фразеологизмы, метафоричность и многое другое.  Таким образом, проведенный анализ газетных заголовков казахстанских газет  доказывает, что выбор читателем того или иного газетного материала во многом определяется яркостью и метафоричностью заголовков.