Выражения «Бог дал», «Бог даст», «не дай Бог» в публицистическом дискурсе (социолингвистический аспект)
Елена Владимировна Ничипорчик
Докладчик
профессор
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
164
2016-03-16
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена анализу
употребления в публицистических текстах выражений Бог дал, Бог даст, не дай Бог.
Автор статьи устанавливает частотность употребления данных выражений,
определяет их смысловую нагрузку. Описанию подлежат ценностные категории,
выявленные в результате анализа разного рода ожиданий, связанных с упоминанием имени
Бога в речи.
Тезисы
1. Активное изучение
функционирования устойчивых выражений в речи отмечается на протяжении
нескольких десятилетий. Нужно отметить существенные научные достижения по всем
наметившимся исследовательским направлениям в этой области: структурно-семантическом,
функционально-прагматическом и социолингвистическом.
2. Богатый материал для исследования устойчивых выражений в социолингвистическом аспекте представляет публицистика. Анализ употребления устойчивых выражений, содержащих компонент «Бог» в сочетании с глаголов «дать», позволяет определить не только специфику функционирования этих выражений в публицистических дискурсах, но и выяснить, какие ценности осмысляются человеком при упоминании имени Бога, что, по мнению современного человека, ему дается от Бога (Бог дал), какие позитивные ожидания связываются с Божьей благодатью (Бог даст), что представляют сферу негативных ожиданий (не дай Бог).
3. Ценности, которые выступают предметом речи в современном публицистическом дискурсе и выявляются в связи с упоминанием имени Бога, детерминированы не только собственно ценностными ориентациями представителей социокультурного сообщества и не только речемыслительными стереотипами, вызывающими «дублирование» синтагматических связей анализируемых устойчивых выражений, но и темами, которые определяются публицистом как злободневные.
4. В центре внимания публициста, осмысляющего современность, вступающего в диалог с людьми, оказывается 1) деятельность человека (творчество, спорт, бизнес и т. п.) — упоминая имя Бога в связи с профессиональной деятельностью, человек радеет о том, чтобы ему были даны силы, здоровье, жизнь, шансы реализовать задуманное; в дискурсах о спорте человек, ссылаясь на дарованные ему Богом физические данные, мотивирует свои амбиции, выражает притязания на удачу; в дискурсах о творчестве имя Бога употребляются в связи с осмыслением выбранной стези, дарованным свыше талантом, надеждами на реализацию творческих планов и т. п.; 2) личная жизнь человека — наиболее коммуницируемой в связи с упоминанием имени Бога является проблема наличия / отсутствия детей, устойчивый комплекс Бог дал (не дал) детей нередко «открывает» дискурс о резонансном в обществе событии, об имеющихся ныне проблемах семьи и др.; 3) межличностные отношения — человек благодарит Бога за дарованную способность быть милосердным, за стечение обстоятельств, которое стало причиной положительных изменений в жизни, и др.; 4) сфера материальных интересов — диапазон выражаемых смыслов зависит от «масштаба» интересов.
2. Богатый материал для исследования устойчивых выражений в социолингвистическом аспекте представляет публицистика. Анализ употребления устойчивых выражений, содержащих компонент «Бог» в сочетании с глаголов «дать», позволяет определить не только специфику функционирования этих выражений в публицистических дискурсах, но и выяснить, какие ценности осмысляются человеком при упоминании имени Бога, что, по мнению современного человека, ему дается от Бога (Бог дал), какие позитивные ожидания связываются с Божьей благодатью (Бог даст), что представляют сферу негативных ожиданий (не дай Бог).
3. Ценности, которые выступают предметом речи в современном публицистическом дискурсе и выявляются в связи с упоминанием имени Бога, детерминированы не только собственно ценностными ориентациями представителей социокультурного сообщества и не только речемыслительными стереотипами, вызывающими «дублирование» синтагматических связей анализируемых устойчивых выражений, но и темами, которые определяются публицистом как злободневные.
4. В центре внимания публициста, осмысляющего современность, вступающего в диалог с людьми, оказывается 1) деятельность человека (творчество, спорт, бизнес и т. п.) — упоминая имя Бога в связи с профессиональной деятельностью, человек радеет о том, чтобы ему были даны силы, здоровье, жизнь, шансы реализовать задуманное; в дискурсах о спорте человек, ссылаясь на дарованные ему Богом физические данные, мотивирует свои амбиции, выражает притязания на удачу; в дискурсах о творчестве имя Бога употребляются в связи с осмыслением выбранной стези, дарованным свыше талантом, надеждами на реализацию творческих планов и т. п.; 2) личная жизнь человека — наиболее коммуницируемой в связи с упоминанием имени Бога является проблема наличия / отсутствия детей, устойчивый комплекс Бог дал (не дал) детей нередко «открывает» дискурс о резонансном в обществе событии, об имеющихся ныне проблемах семьи и др.; 3) межличностные отношения — человек благодарит Бога за дарованную способность быть милосердным, за стечение обстоятельств, которое стало причиной положительных изменений в жизни, и др.; 4) сфера материальных интересов — диапазон выражаемых смыслов зависит от «масштаба» интересов.