Изобретательная «литературность» испано-американского модернизма (к проблеме метода Рубена Дарио)
Мария Фёдоровна Надъярных
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
201
2016-03-18
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен самоидентификационно ценностной
концептуализации смыслов художественной словесности в текстах и метатекстах
испаноамериканского модернизма. Особое внимание уделяется творчеству Рубена
Дарио — одного из главных теоретиков и практиков модернизма.
Тезисы
В 1920-е гг.
П. Энрикес Уренья (вошедший в историю латиноамериканского самоосмысления как
крупнейший филолог и философ культуры), размышляя об истории и современности
латиноамериканской литературы, писал: «Всякое истинно великое произведение
искусства создает собственную особенную выразительность, извлекает пользу из
выразительных средств предшественников, но переделывает их, являя собой не
сумму, но некий синтез, некое изобретение». [1] В
аксиологии Уреньи (во многом восходящей к платонизму) понятие «изобретения»
соотносилось с той гармонией художественной онтологии и феноменологии, которую
знала Античность («Греки ясно различали poesis — эстетическое изобретение и tekhne — практическое подчинение
правилу. Правило заключает в себе повторение, творчество заключает в себе
изобретение» [2]), с теми идеальными
воплощениями художественной полноты, которые Уренья находил в Испании Золотого
века и в Древней Греции. В исследовании латиноамериканских поисков такой
полноты особая роль придавалась поколению, «взбунтовавшему» на рубеже веков
латиноамериканскую литературу, «скандализировавшему дилетантов простым именем модернистов». [3] Действительно,
в испаноамериканском модернизме особое место занимает осмысление и открытие
«для-себя-латиноамериканца» литературы и искусства как неких идеальных
сущностей (того, что Уренья именует «poesis») в их временных и надвременных,
универсальных и национальных смыслах. В текстах эпохи это осмысление
соотносится с динамикой овладения языком в его поэтической функции; со становлением
новой аксиологии литературного иносказания (и со становлением новых форм
фантастики, научной фантастики, нового утопического дискурса); с новыми
методами построения произведений; с новыми методами (само)именования на
осознаваемом в его особости языке поэзии и т. д. Это научение себя литературе
сопряжено с приобщением к принципам ars inveniendi (как особой техники
искусства, и как особого метода познания), хотя сама проблема художественной
изобретательности принадлежит в это время скорее культурному подсознательному,
чем культурному сознанию и редко заявляется на открыто-идеологическом уровне. По-своему
уникальным здесь оказывается метод Рубена Дарио, которому необходимо, на наш
взгляд, уделять особое внимание.