XLV Международная филологическая научная конференция

Афра Бен — родоначальник женского направления в английской литературе. Эволюция женских образов в ее драматических произведениях

Наталия Сергеевна Плошкина
Докладчик
доцент
Северо-Западный институт управления РАНХиГС

190
2016-03-15
15:30 - 15:45

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена роли Афры Бен — первой профессиональной писательницы Англии — в развитии женского направления в отечественной драме периода Реставрации. Центральная тема ее драматических произведений — положение женщины в обществе, ее отношение к вопросам любви и брака. Впервые в истории английской литературы героини отстаивают равенство полов в любви, их одинаковую ответственность за свои чувства.

Тезисы

Афра Бен (1640–1689?) — первая английская профессиональная писательница — внесла значительный вклад в историю своей национальной культуры. Она успешно и плодотворно работала в различных жанрах. Однако особое место в ее литературном наследии занимают драматические произведения. Из 18 пьес, созданных Бен, 12 относятся к комедийному жанру, четыре являются трагикомедиями, одна — трагедией и одна — фарсом. Ее перу принадлежат многочисленные прологи и эпилоги к своим и чужим пьесам, которые постепенно стали выделяться в самостоятельные поэтические жанры.
Центральная тема драматических произведений Бен — положение женщины в обществе, ее отношение к вопросам любви и брака. Впервые в истории английской литературы героини писательницы отстаивают равенство полов в любви, их одинаковую ответственность за свои чувства. В посвящениях, прологах и эпилогах сама Бен, которую зарубежные критики называют «пионером женского движения за эмансипацию в Англии», [1] выступает за равные права с мужчиной на профессиональную деятельность. В. Вульф, оценив тот вклад, который Бен внесла в отечественную литературу, отмечает, что художественные шедевры не рождаются сами по себе: они — результат труда многих авторов, практически тысяч людей; поэтому Ф. Берни, Дж. Остен, Дж. Элиот и многие английские писательницы «обязаны возложить цветы на могилу А. Бен». [2]
Пристальное внимание Бен к женскому вопросу нашло непосредственное отражение в созданных ею женских образах. В пьесах Бен четко прослеживается переход драматурга от стереотипов героинь, свойственных жанру трагикомедии, к романтическим образам женских персонажей в ее комедиях. Понимание душевного мира простого человека, искреннее сочувствие своим героям, являющиеся типичными признаками ее комедий, в полной мере проявились в драматургии О. Голдсмита, Г. Филдинга, Р. Шеридана.
Творчество Бен до настоящего времени является объектом пристального внимания как зарубежных ученых, так и общественных женских организаций на Западе. В материалах научных конференций, в ведущих филологических журналах за рубежом неизменно подчеркивается ее роль как драматурга и писателя в движении английских женщин за свои права. В Англии создано общество «Афра Бен за права женщин в искусстве», которое проводит ежегодные слушания с приглашением ведущих литературоведов, занимающихся изучением ее творческого наследия.

Список литературы:
[1] Goreau A. The Reconstructing Aphra. Oxford, 1981. P. 3.
[2] Woolf V. A Room of One`s Own. London, 1936. P. 121.