XLV Международная филологическая научная конференция

Элементы политической сатиры в сценариях весеннего карнавала (фашанка) в румынском Банате

Наталия Геннадьевна Голант
Докладчик
научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2016-03-17
14:45 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Доклад будет посвящен весеннему карнавалу (рум. faşanc, fărşanc, farşang) в румынском Банате — традиции, явившейся одним результатов сложных межкультурных и межконфессиональных и межэтнических отношений в этом полиэтничном регионе. Ее бытование в Румынии ограничивается территорией Баната (округ Караш-Северин и отдельные населенные пункты округа Тимиш).

Тезисы

Обычай проведения весеннего карнавала в Румынии ограничивается территорией Баната. Он был заимствован православным румынским населением у соседей-католиков, в первую очередь у немцев. «Католическая колонизация» Баната пришлась на первые десятилетия его пребывания в составе империи Габсбургов — между заключением Пожаревацкого мира в 1718 г. и смертью Иосифа II в 1790 г.
Термином фашанк (рум. faşanc) у румын Баната обозначаются практики, имеющие место преимущественно в понедельник и вторник первой недели Великого поста. Традиционным для банатского фашанка является наличие таких сценариев, как свадьба (сценарии «свадьба кизила» в с. Рудэрия, «беременная невеста» в с. Лэпушнику-Маре) и похороны («похороны фашанка» в с. Гырлиште, «покойник фашанка» в с. Кэрбунарь и др.), а также таких персонажей, как «поп», «доктор», «сборщик налогов», «жандармы» и др.
Более поздней тенденцией является вывод на сцену событий, имевших место в течение года в не только в самой общине, но также в стране или в мире. Это могут быть местные скандалы, сюжеты популярных телесериалов, политические события (массовые забастовки, организованная преступность, коррупционные скандалы, памятные военные действия). Так, фашанк в шахтерском городке Молдова-Ноуэ в округе Караш-Северин идет в ногу с реальностью, и в большей степени отражает события общерумынской политической и культурной жизни, нежели события местного значения. В конце 1990-х гг. в Молдова-Ноуэ имели место карнавалы, организованные как суд над контрабандистами, перевозившими товары в соседнюю Сербию (в период действия международных санкций против Югославии) и как инсценировка марша шахтеров на Бухарест. Эти события отражены в фильме «Mascaţii» («Ряженые»), созданном в 2001 г. на Тимишоарской студии Румынского телевидения, научным консультантом которого была румынский этнолог Отилия Хедешан.
В последние годы события общерумынской общественно-политической жизни выходят на передний план и в карнавалах, имевших место в коммуне Вэлюг (округ Караш-Северин). Так, сюжеты здешних карнавалов 2013 и 2014 были связаны с коррупционными скандалами, в которых были задействованы такие известные в стране персоны, как Елена Удря и Джиджи Бекали. Эти особенности карнавалов в Молдова-Ноуэ и Вэлюге стали причиной их выбора для рассмотрения в докладе.

Литература
Хедешан О., Голант Н. Карнавал в румынском Банате: полевые исследования в Молдова-Ноуэ // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 301–311.
Hedeşan O. Lecţii despre calendar. Timişoara, 2005.
Hedeşan O. Feţele unei identităţi reinventate. Obiceiuri tradiţionale în Banat // «Lumina». An. LVIII.
Pančevo, 2005. Nr. 4–5–6. P. 65–72.
Marian S. Fl. Sărbătorile la români. Vol. II. Bucureşti, 1889. P. 14–15.
Papahagi T. Din folclorul romanic şi cel latin. Bucureşti, 1923.