Теория исторического процесса: французская и русская школы в 1920–1930-х гг.
            Людмила Константиновна Рябова
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
129
2016-03-19
12:15 -
        12:35
    Ключевые слова, аннотация
    В
развитии теории исторического процесса первая треть ХХ в. стала знаковой в
силу того признания и влияния, которое получили идеи основателей французской
школы «Анналов». Вместе с тем в отечественной методологии истории уже в конце XIX в. были разработаны близкие французским
концепции. Несмотря на то, что в советской России традиция развития теории
истории была прервана, и марксистская методология стала господствующей, в
наследии советских историков 1920–1930-х гг. прослеживается внимание к
теориям западных историков, французских в том числе.
Тезисы
    В 
развитии теории исторического процесса и методологии истории первая 
треть ХХ в. стала знаковой в силу того признания и влияния, которое 
получили идеи основателей французской школы «Анналов» М. Блока и Л. 
Февра. Вместе с тем в отечественной методологии истории уже в конце XIX — начале
 ХХ в. в работах русских историков и философов были выдвинуты идеи и 
разработаны концепции, близкие французским. В частности, неокантианская 
модель теории исторического процесса развивалась в трудах А. С. 
Лаппо-Данилевского, В. М. Хвостова и других ученых. Несмотря на то, что 
после революции 1917 г. в советской России традиция развития теории 
истории была прервана, и марксистская методология стала господствующей 
(и единственной), а развитие исторического познания шло в русле 
эмигрантской историографии, в наследии советских историков 1920–1930-х 
гг. прослеживается внимание к теориям западных историков, французских,
 в том числе. И если на страницах  советских исторических журналов, 
таких, например, как «Историк-марксист», были невозможны какие-либо 
обсуждения в академическом стиле (без «критики буржуазных теорий») 
взглядов европейских  теоретиков, то в работах советских историков, 
преимущественно неопубликованных в те годы, можно найти свидетельства их
 знакомства со взглядами французских авторов первой трети ХХ в. В 
этом отношении интересно наследие Н. И. Кареева, Р. Ю. Виппера, С. Ф. 
Платонова (в частности, при его участии в 1920-х гг. издавались 
исторические журналы «Анналы», «Русский исторический вестник» и ряд 
других), Н. А. Рожкова, 12-томная работа которого «Русская
 история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной 
динамики)» не укладывалась в строгие рамки марксистской методологии 
 истории. Работы этих и ряда других историков могут служить примером 
интеллектуального диалога ученых в традициях развития научных школ 
стран, разделенных границами идеологии.