К вопросу о некоторых лексико-семантических группах в русской разговорной речи (на материале звукового корпуса «Один речевой день»)
Мария Денисовна Королькова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
191
2016-03-15
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён описанию некоторых лексико-семантических
групп, выделенных в русской разговорной речи. Группы выделяются на основе
функционально-стилистических, семантических и словообразовательных особенностей исследуемой лексики. Исследование
проводится на материале звукового корпуса «Один речевой день».
Тезисы
Лексика русской разговорной речи неоднородна по своему
составу. В зависимости от возраста, образования, уровня речевой компетенции говорящего, а также степени спонтанности коммуникации и коммуникативного сценария человек
использует различные языковые средства, в том числе и лексические.
Например, в зависимости от сферы и места общения
используются или не используются термины и профессионализмы, или стилистически
сниженная лексика.
Предварительно в докладе предлагаются следующие группы лексических помет: хронологические, фразеологические, функциональные и стилистические, семантические и словообразовательные.
Хронологической пометой NEO обозначены новые слова в русской речи, не встречающиеся в словарях русского литературного языка («прокачать», «вордовский», «не ловит»), пометой OLD — вышедшие из употребления слова («радеет»).
Фразеологической пометой IDIOM маркированы фразеологические обороты и устойчивые выражения («ничего, прорвемся», «давайте на честность»).
Функциональные пометы характеризуют лексику с точки зрения сферы ее употребления: например, помета STUD маркирует лексику, употребляемую студентами («вылететь», «универ»), а PROF — лексику определенных профессиональных сфер («рамочная структура», «гемоглобин», «отфотографирует»).
Стилистические пометы определяют стилистические особенности лексики, выделяемые в разговорной речи информантов корпуса: помета BRAN определяет бранную лексику («п*то», «п*ц»,«с*ка»), помета EUPH — эвфемизмы («блин»), а SRV характеризует стилистически сниженную лексику («жесть», «дымовуха», «пешкодралом»).
Среди семантических помет выделяется, например, помета INTENS — интенсификатор («гигантские файлы»).
К словообразовательным пометам относятся: DIM — диминутивы («супчик», «помидорка», «очочки») и AUG — аугментативы («кускище»).
Предварительно в докладе предлагаются следующие группы лексических помет: хронологические, фразеологические, функциональные и стилистические, семантические и словообразовательные.
Хронологической пометой NEO обозначены новые слова в русской речи, не встречающиеся в словарях русского литературного языка («прокачать», «вордовский», «не ловит»), пометой OLD — вышедшие из употребления слова («радеет»).
Фразеологической пометой IDIOM маркированы фразеологические обороты и устойчивые выражения («ничего, прорвемся», «давайте на честность»).
Функциональные пометы характеризуют лексику с точки зрения сферы ее употребления: например, помета STUD маркирует лексику, употребляемую студентами («вылететь», «универ»), а PROF — лексику определенных профессиональных сфер («рамочная структура», «гемоглобин», «отфотографирует»).
Стилистические пометы определяют стилистические особенности лексики, выделяемые в разговорной речи информантов корпуса: помета BRAN определяет бранную лексику («п*то», «п*ц»,«с*ка»), помета EUPH — эвфемизмы («блин»), а SRV характеризует стилистически сниженную лексику («жесть», «дымовуха», «пешкодралом»).
Среди семантических помет выделяется, например, помета INTENS — интенсификатор («гигантские файлы»).
К словообразовательным пометам относятся: DIM — диминутивы («супчик», «помидорка», «очочки») и AUG — аугментативы («кускище»).