«Собачье сердце» М. А. Булгакова в свете историко-философских воззрений И. Канта и Ф. Шиллера
Уте Маргграф
Докладчик
научный сотрудник
Университет Грайфсвальда
Университет Грайфсвальда
213
2016-03-18
14:25 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Предпринимается попытка на основе новых историко-литературных фактов и с помощью
современных методов литературоведения заново расшифровать
и осмыслить метафорический характер событий, зафиксированных в сюжете повести «Собачье
сердце». Прежде всего речь идет о показе глубоко скрытых, но все же заметных
интертекстуальных ссылок на произведения И. Канта и Ф. Шиллера, в которых речь идет о последствиях
господства логоса над природой.
Тезисы
М. А. Булгаков использует сомнения, которые провоцировала Великая Французская
революция 1789 г. в сознании европейской интелигенции, для того, чтобы
деконструировать аткуальные в 1920-е гг. проекты создания «нового человека».
Опираясь на работы Снинозы, Канта и Шиллера, Булгакову удается не только обратить внимание на односторонность идеи революционного преображения человека без учета особенностей всегда конкретной и преимущественно социально обусловленной человеческой натуры, но и вступить в диалог с устоявшейся русской рецепцией Просвещения.
Вопреки традиционной рецепции Шиллера в России, согласно Д. Кречмару, приспособливавшей немецкого поэта и его эстетические статьи к доминантному просвещенческому идеалу, Булгаков активирует многогранного Шиллера, для того чтобы найти опору в сложной для него самого и всей литературы ситуации.
Настойчивость, с которой Булгаков в фантастическом тексте ставит вопрос об отношении отдельной личности и революции, индивидуальности и революции, а также соотнесение проблемы гуманности революции и последующего общественного порядка с идеями Просвещения, показывает, что писатель в данном случае выступает как современный автор и мыслитель, в творчестве которого конструкция и деконструкция идут рука об руку.
Опираясь на работы Снинозы, Канта и Шиллера, Булгакову удается не только обратить внимание на односторонность идеи революционного преображения человека без учета особенностей всегда конкретной и преимущественно социально обусловленной человеческой натуры, но и вступить в диалог с устоявшейся русской рецепцией Просвещения.
Вопреки традиционной рецепции Шиллера в России, согласно Д. Кречмару, приспособливавшей немецкого поэта и его эстетические статьи к доминантному просвещенческому идеалу, Булгаков активирует многогранного Шиллера, для того чтобы найти опору в сложной для него самого и всей литературы ситуации.
Настойчивость, с которой Булгаков в фантастическом тексте ставит вопрос об отношении отдельной личности и революции, индивидуальности и революции, а также соотнесение проблемы гуманности революции и последующего общественного порядка с идеями Просвещения, показывает, что писатель в данном случае выступает как современный автор и мыслитель, в творчестве которого конструкция и деконструкция идут рука об руку.