К вопросу об осложненном предложении в фольклорном тексте (на материале русских народных песен)
Наталья Викторовна Патроева
Докладчик
профессор
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет
195
2016-03-19
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
вопросы, связанные с функционированием в фольклорных текстах (русских народных
песнях) конструкций, которые осложняют элементарную модель предложения.
Проанализированы особенности использования субстантивных, адъективных,
предложно-падежных, причастных, деепричастных, сравнительных оборотов, а также
вводных конструкций. Определены факторы, способствовавшие расширению
использования осложнителей модели в фольклорных песенных текстах, предложены
особенности использования осложняющих конструкций, характеризующие
фольклорно-песенный текст.
Тезисы
Синтаксическому
строю памятников русского фольклора посвящена достаточно обширная литература.
Различные виды осложняющих конструкций не раз становились предметом
основательных наблюдений на материале различных фольклорных жанров. Однако такие
построения до сих пор специально не рассматривались с точки зрения их состава и
функционирования в эпических и лирических произведениях устного народного
творчества.
Материалом для исследования послужили более 760 конструкций из 1055 народных песен, собранных в разные годы на севере и юге России и объединенных в сборники «Обрядовая поэзия» и «Лирические песни». Результаты сплошной выборки конструкций, осложняющих элементарную модель предложения, представлены в виде таблицы, отражающей частотность разных видов осложняющих конструкций в фольклорно-песенных текстах.
К факторам, способствовавшим расширению использования обособленных оборотов и иных осложнителей модели в фольклорном песенном тексте, можно отнести:
1) традиционный для устной поэзии повтор;
2) прием ретардации (свойственный и былинному жанру);
3) ритмизация, создание мерной, речи, особой мелодики и паузирования;
4) инверсия, включенная в процесс ритмизации;
5) «повышенные» предикативность, модальность, эмоциональность, оценочность лирики;
6) прием межстиховой атрибуции;
7) прием ступенчатого сужения образов.
К характеризующим фольклорно-песенный текст особенностям использования осложняющих конструкций следует отнести:
1) более узкий круг осложнителей предложения, в сравнении с письменной литературной речью;
2) формульная устойчивость состава многих оборотов;
3) небольшой объем большинства осложняющих синтагм;
4) достаточная жесткая закрепленность, устойчивость расположения отдельных типов осложнителей;
5) тесная связь с предшествующим контекстом, наличие многочисленных повторов в составе оборота и окружающих его частей предложения и текста;
6) сохранение архаических черт в использовании обособленных синтагм;
7) активное введение частиц в состав обособленных оборотов;
8) семантическая однозначность большинства обособленных синтагм.
Осложнители скромно представлены в календарной песне как наиболее древнем пласте, отражающем древнерусский грамматический строй; в хороводно-игровой песне расширяется использование именных и деепричастных оборотов в целях ритмизации речи, сопровождающей танец; гораздо более разнообразный состав осложнителей свойственен свадебным и в особенности любовным и семейным лирическим песням, демонстрирующим уже основные закономерности развития синтаксической системы русского языка XVII–XIX вв.
Материалом для исследования послужили более 760 конструкций из 1055 народных песен, собранных в разные годы на севере и юге России и объединенных в сборники «Обрядовая поэзия» и «Лирические песни». Результаты сплошной выборки конструкций, осложняющих элементарную модель предложения, представлены в виде таблицы, отражающей частотность разных видов осложняющих конструкций в фольклорно-песенных текстах.
К факторам, способствовавшим расширению использования обособленных оборотов и иных осложнителей модели в фольклорном песенном тексте, можно отнести:
1) традиционный для устной поэзии повтор;
2) прием ретардации (свойственный и былинному жанру);
3) ритмизация, создание мерной, речи, особой мелодики и паузирования;
4) инверсия, включенная в процесс ритмизации;
5) «повышенные» предикативность, модальность, эмоциональность, оценочность лирики;
6) прием межстиховой атрибуции;
7) прием ступенчатого сужения образов.
К характеризующим фольклорно-песенный текст особенностям использования осложняющих конструкций следует отнести:
1) более узкий круг осложнителей предложения, в сравнении с письменной литературной речью;
2) формульная устойчивость состава многих оборотов;
3) небольшой объем большинства осложняющих синтагм;
4) достаточная жесткая закрепленность, устойчивость расположения отдельных типов осложнителей;
5) тесная связь с предшествующим контекстом, наличие многочисленных повторов в составе оборота и окружающих его частей предложения и текста;
6) сохранение архаических черт в использовании обособленных синтагм;
7) активное введение частиц в состав обособленных оборотов;
8) семантическая однозначность большинства обособленных синтагм.
Осложнители скромно представлены в календарной песне как наиболее древнем пласте, отражающем древнерусский грамматический строй; в хороводно-игровой песне расширяется использование именных и деепричастных оборотов в целях ритмизации речи, сопровождающей танец; гораздо более разнообразный состав осложнителей свойственен свадебным и в особенности любовным и семейным лирическим песням, демонстрирующим уже основные закономерности развития синтаксической системы русского языка XVII–XIX вв.