Деятельность фонетических институтов Петербурга — Петрограда — Ленинграда в 1900–1930 гг.
Наталия Дмитриевна Светозарова
Докладчик
главный научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2016-03-18
18:15 -
18:45
Ключевые слова, аннотация
В докладе, посвященном истории фонетики в
Петербурге — Петрограде — Ленинграде, особое внимание уделяется тем
организациям 1900–1930 гг. (институтам, школам, лабораториям), которые сыграли чрезвычайно важную роль в развитии
различных аспектов науки о звуковом строе языка и популяризации фонетики, но
оказались недооцененными и практически
забытыми.
Тезисы
Первые десятилетия XX в., «серебряный век» в русской поэзии и искусстве, с его
обостренным вниманием к слову и звуку, с полным правом можно назвать и серебряным,
или даже золотым веком фонетики в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Прежде
всего, это создание в 1899 г., по инициативе И. А. Бодуэна де Куртенэ и С. К. Булича, кабинета экспериментальной фонетики
при Петербургском университете, которым с 1909 г. стал руководить Л. В. Щерба
(ныне это Лаборатория экспериментальной фонетики им. Л. В. Щербы при кафедре
фонетики Санкт-Петербургского университета). Однако, говоря об истории фонетики
в нашем городе, необходимо назвать еще целый ряд более или менее известных
организаций, роль которых для развития разных аспектов фонетики недостаточна
изучена. Это Институт Живого Слова, Фонетический институт практического
изучения языков И. Э. Гиллельсона, Фонетическая школа новых языков при Научно-исследовательском институте
сравнительного изучения истории литературы и языков Запада и Востока при
Ленинградском университете, Институт Истории Искусств, Институт Речевой
Культуры, Отофонетический институт в составе Петроградского Психоневрологического
института. В этих институтах, школах, лабораториях, секциях осуществлялось преподавание
фонетики, разрабатывалась методика обучения иностранным языкам по фонетическому методу,
велась исследовательская работа, издавались сборники (например, «Русская речь»)
и журналы. Преподавание фонетики велось на Бестужевских курсах, Курсах
иностранных языков Бобрищевой-Пушкиной, в Петербургском учительском институте.
Здесь трудились (в силу специфики эпохи нередко одновременно в нескольких
местах) Л. В. Щерба, С. К. Боянус,
С. И. Бернштейн, Л. П. Якубинский, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, М. И. Матусевич,
О. Н. Никонова и многие другие ученые, заложившие основы современной науки о
звуковом строе языка.