Полилокальность и гетеротопия в кинематографе
Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кинозал
2016-03-16
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Кинематограф — это одновременно пространство репрезентаций, репрезентация
пространства и пространственная практика — освоение пространства субъектом.
Кинематографическое пространство гетерогенно и включает пространства как
абстрактные, так и исторически конкретные, как обжитые, так и в делезовском
смысле пустые и т. д. К кинематографическим пространствам приложимы понятия полилокальности
и гетеротопии, которые и будут исследованы в докладе как формы образования и преобразования кинопространства.
Тезисы
Кинематограф — это одновременно пространство репрезентаций, репрезентация
пространства и пространственная практика — освоение пространства субъектом.
Кинематографическое пространство гетерогенно и включает пространства как
абстрактные, так и исторически конкретные, как обжитые, так и в делезовском
смысле пустые и т. д. К кинематографическим пространствам приложимы понятия полилокальности
и гетеротопии.
Так, Эндрю Дадли (2006) стремится, с одной стороны, учитывать
географическое пространство, показанное на экране, а с другой — прочитывать
фильм как карту. Йиджин Чжан предлагает для такого подхода термин
«полилокальность» (2010). По мнению Чжан, национальная парадигма в
кинематографе уступает место транснациональному кино, а полилокальность — это
разнообразные географические локусы фильма, актеры из разных стран и
интернациональная съемочная группа. Думается, однако, что полилокальность — это
также слияние двух или более пространств, в результате которого образуется
среда, семантически нагруженная чертами и характеристиками взаимодействующих
пространств. Так, подобное слияние пространств имеет место в фильме Аки
Каурисмяки «Преступление и наказание» (1983).
Концепция гетеротопии Мишеля Фуко предполагает пространство, одновременно
реальное и воображаемое, включающее в том числе пересекающиеся пространства
национального и глобального. Гетеротопия, по Фуко, — это пространство, в
котором возможно соединение нескольких мест, нескольких локусов, в противном
случае несовместимых. Воплощением гетеротопии на экране часто становится
утопическое или дистопическое пространства, но они далеко не единственные
варианты кинематографической гетеротопии.
В докладе исследуется полилокальность и гетеротопия
как формы образования и преобразования кинопространства.