Немецкий язык как второй иностранный в университетском пространстве: к проблеме целеполагания
Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
416
2016-03-15
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
При росте интереса к немецкому языку отмечается, что он не является языком
профессионального общения и что число заинтересованных в его изучении превышает
количество специалистов, участвующих в совместной научно-исследовательской
деятельности. Пересмотра требует иерархия целей обучения. Основная задача —
осмысление профиля общекультурных компетенций, формируемых средствами этой
дисциплины. Язык рассматривается как форум для решения таких задач, как самопознание,
осмысление жизненного пути и отыскание места в социуме. В этом случае обучение
общению опосредуется решением социализационных задач.
Тезисы
В настоящее время отмечается постоянный рост интереса к немецкому
языку в отличие от тенденции к спаду числа обучающихся, изучающих его в других высших учебных заведениях
Российской Федерации.
Опыт общения с аудиторией, приступающей к изучению немецкого языка в
стенах Университета, показывает, что немецкий язык не рассматривается как язык
профессионального общения, но как язык, который служит своеобразным «фасилиатором»
общения: профессиональные темы обсуждаются по-английски, однако общение вне
ситуации конференции и т. п. предпочтительно вести на немецком языке. Тем не
менее, следует отметить, что число обучающихся, проявляющих интерес к изучению
немецкого языка, намного превышает количество специалистов, которые в будущем
могли бы принять участие в совместной научно-исследовательской деятельности и,
как следствие, встает вопрос о целях и целесообразности обучения.
В
современной коммуникативно-ориентированной лингводидактике цель обучения
определяется как формирование у обучающихся черт вторичной языковой личности,
что позволит им участвовать в межкультурном общении и постоянно повышать его
уровень. Однако в ситуации, когда у значительной части обучающихся, скорее всего,
не возникнет возможности пользоваться немецким языком как средством
межкультурного общения, при высокой заинтересованности в его изучении,
представляется необходимым взглянуть на проблему целеполагания по-новому.
Представляется, что в этом случае особое внимание должно уделяться осмыслению
профиля тех общекультурных компетенций, формированию которых в стенах высшей
школы способствует преимущественно иностранный язык. Опыт общения с аудиторией
показывает, что иностранный язык во многом может рассматриваться как форум, где
молодой человек может решать и решает такие важные для себя задачи, как
осмысление открывающегося перед ним жизненного пути, познание окружающей его
микро- и макросреды, самопознание и, следовательно, отыскание своего места в
социуме. В этом случае обучение общению на
иностранном языке опосредовано вышеупомянутыми образовательными задачами.
Справедливость этой точки зрения подтверждается практикой: нередко в наших
условиях приходится сталкиваться с раздражением обучающихся, когда учебный
материал сориентирован исключительно на достижение практической цели обучения
иностранному языку, тогда как материалы, направленные на формирование
общекультурных компетенций социализационного кластера, воспринимаются положительно
даже на начальном этапе обучения и позволяют поддержать уровень мотивации у
аудитории.