Имя в смысловом поле стихотворения (онимы в поэзии О. Мандельштама)
Нина Васильевна Усова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
116
2016-03-17
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению
собственных имен с точки зрения их тексто- и смыслообразующей функции, в связи
с вопросом о соотношении фонетики
и семантики, о форме и содержании в поэзии О. Мандельштама. В ходе рассмотрения
материала исследования звучание и семантика поэтонимов в
индивидуально-авторском отображении
реальности предстают как целое, а процесс творчества — как одновременный
процесс звуко- и смыслотворения. Устанавливается роль выбора имен, их семантики
и звучания для становления смысловой стороны конкретного стихотворения.
Тезисы
Год 125-летия со
дня рождения Осипа Мандельштама является существенным поводом для обращения к
наследию поэта, продолжающим вызывать желание читателей и исследователей перечитать
и переосмыслить его. Доклад посвящен исследованию собственных имен в связи с проблемой
соотношения фонетики и семантики, формы и содержания в поэзии О. Мандельштама. Анализ
стихов с точки зрения ономастики предполагает понимание того, что имя и контекст
выступают равноправно, являясь одновременно и «„органом“ и „полем“
смыслотворения» (М. М. Гиршман). Предполагая, что
фонетическая структура поэтонима не просто участвует в создании параллелизма, а
играет определенную роль в системе смысловых связей, в качестве гипотезы
выдвигаем суждение, что ключом к пониманию взаимоотношения звучания и значения в
определенных случаях служит поэтоним.
Сам поэт
испытывал трепетное отношение к слову, рассматривая его в духе акмеизма «как
образ, то есть словесное представление», не разделяя на форму и содержание, на «значимость»
и «звучащую природу» (О. Мандельштам: «О природе слова»). Слово, а следовательно, и
имя, как образ — это «сложный комплекс явлений, связь, „система“» (О. Мандельштам). Особое внимание автора
к имени возводит его на уровень, «где оно выступает как носитель высшего смысла»
(В. Н. Топоров). Имена у Мандельштама —
точки возникновения культурных реминисценций и коннотаций, общих для поэта и
для образованного читателя, которому и адресован поток поэтических смыслов,
синхронизированный особенным образом выстроенной органикой мандельштамовских
стихов. Однако не все поэтонимы равнозначны, не все из них играют одинаково
важную роль в семантике и поэтике. Не всегда имя определяет замысел, тему
стихотворения. С этой точки зрения можно разделить поэтонимы на группы: имена
поэтов как череда образов, создающих синхроничность мира, в котором живет и
творит поэт; «особенные» топопоэтонимы, являющиеся пространственными
ориентирами и одновременно средоточием глубинных смыслов; имена, звучание
которых имеет отношение к шуму в природе, к подсознательному, инстинктивному
вслушиванию; поэтонимы, выполняющие скорее роль обеспечивающих благозвучие и
гармонию стиха и т. д. Слово, вызывающее рефлексии Мандельштама на тему имени, часто
балансирует на грани оним — апеллятив, постепенно, шаг за шагом, высвечивая
разные уровни своего не сразу постижимого смысла.