XLV Международная филологическая научная конференция

Загадки в публицистическом дискурсе

Мария Львовна Ковшова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт языкознания РАН

171
2016-03-15
14:30 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию загадки в структурно-семантическом и функциональном аспектах. В центре внимания находится проблема бытования загадки в публицистическом дискурсе на материале современных российских СМИ. Исследуются семантическая структура загадки и ее функции, прослеживается семиотическое «родство» загадки и идиомы, рассматриваются особенности употребления загадок в публицистике, анализируются способы модификации загадок, в большей мере присущие идиомам; ставится вопрос о трансформации в публицистическом дискурсе загадки в идиому.

Тезисы

Исследование загадок и идиом, осуществляемое в предыдущих работах и — как продолжение — в данном докладе, указывает на семиотическое родство этих образных знаков языка, компоненты которых утратили свое лексическое значение и, будучи раздельно оформленными, приобрели семантическую слитность.
В докладе освещается сходство и различие в метафорическом «устройстве» загадки и идиомы; рассматриваются случаи семантической деформации, превращающие и загадку, и идиому в шутку. Особое внимание уделяется трансформации загадки в идиому. В российских СМИ бытует ограниченное количество загадок, наиболее известных носителям языка. На материале Национального корпуса русского языка и личной картотеки докладчика утверждается, что загадка в СМИ утрачивает свою функцию интеллектуальной задачи: метафорический «сюрприз», представляющий основную ценность в загадке, в тексте СМИ полностью снимается. При этом загадка, наподобие идиомы, обеспечивает экспрессивность и выразительность публицистического текста и «работает», в основном, на культурных коннотациях, тем самым, актуализируя в своей семантике социально значимые темы, обсуждаемые в СМИ. Восприятие загадки-идиомы подрабатывается знанием отгадки или прямым указанием отгадки в тексте, но прежде всего у такого знака работают культурные смысловые «добавки», ассоциации, стереотипы. Ср., например: Помните, когда морозы ударяли внезапно и заставали нас врасплох, самые хитрые одевались по принципу капусты: «сто одёжек и все друг на друге» и оставались довольны жизнью. [Термобелье мое // Комсомольская правда, 2006.12.04]. Можно говорить о том, что на основе образа и смысла популярной загадки создается новый знак, более подвижный по форме, с оценочной, как у идиом, семантикой, так востребованной СМИ. Выявляется тот факт, что загадка-идиома подвергается модификациям, которые являются регулярными в публицистическом дискурсе у идиом. Так, см. пример контаминации части загадки о репчатом луке («Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»)  и идиомы проливать слезы: О нефтяном концерне очень скоро заговорили загадками, например, «кто его раздевает, тот слезы проливает». [Иван Голиков. Старость и мудрость (2003) // «Вслух о…», 2003.04.30].
В докладе систематизируются различные способы модификации загадок-идиом в современных российских СМИ.