Гром и Громовержец (Þórr — Þrymr) — эддическое калькирование?
Юрий Александрович Клейнер
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
116
2016-03-17
12:30 -
12:50
Ключевые слова, аннотация
Этимологии имен Тюра и Тора (д.-исл. Týr
(мн. tívar ‘боги’), др.-англ. Tīw, д.-в.-н. Ziu, < *dyēu,
др.-инд. dyauḥ ‘небо’, гр. Ζευ̃ς, Jūppiter (< Jū-piter; Þórr
~ Þunarr (арх.), др.-а. Þūr ~ Þōr ~ Þunor, д.-с. Thunar,
совр. англ. thunder ‘гром’; ср. также название «молота Тора» Mjöllnir
(= лит. milna ‘молот Перкунаса’ рус. молния) указывают на их
изначальные функции, частично утраченные, частично перераспределившиеся в
германской традиции: Тюр > Тор. Исл. þruma ‘гром’ связано с именем
великана, Þrymr (/y/ < /u/ и */j/ в суффиксе, очевидно -ja-) ‘громовержец’.
Тезисы
На наличие
глубинных индоевропейских связей древнегерманского пантеона указывает его структура
(триада верховных богов), набор функций, имена и их толкование/этимология. В
первую очередь, это относится к двум из трех участников триады — Тюру и Тору. Первый
имеет надежные индоевропейские соответствия: д.-исл. Týr (мн. tívar
‘боги’), др.-англ. Tīw, д.-в.-н.
Ziu, < *dyēu, др.-инд.
dyauḥ ‘небо’, гр. Ζευ̃ς, Jūppiter
(< Jū-piter) и т. д. (De Vries 1961: 603). Этимология
указывает на его функцию «небесного божества», которая уже никак не проявляется
в древнегерманской традиции. «Старшая Эдда» не связывает Тюра с творением и
«гибелью богов» (Ragnarök). В
«Младшей Эдде» упоминается один его подвиг (утрата руки при связывании волка
Фенрира); там же Тюр связывается с воинским успехом: «Есть еще ас по имени Тюр.
Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою» (Snorra Edda 29).
В дальнейшем функции
и атрибуты утраченные Тюром, частично перешли к Тору. При этом сам Тор скорее
бог-воитель, нежели бог войны, ср. отождествление его с Гераклом в «Германии»
Тацита. В имени, Þórr ~ Þunarr (арх.), др.-а. Þūr ~ Þōr ~ Þunor, д.-с. Thunar,
совр. англ. thunder ‘гром’; ср. также название
«молота Тора» Mjöllnir (= лит.
milna ‘молот Перкунаса’) рус. молния (De Vries
1961: 619, 390), отразилась функция Громовержца, ср. у Адама Бременского: “Thor”, inquiunt, “praesidet in aere, qui tonitrus et fulmina, ventos ymbresque, serena et fruges gubernat.. <...> Thor autem cum sceptro Iovem simulare videtur” ‘Тор, как
говорят, господствует над воздухом, управляет громом и молнией, ветрами и дождям,
посылает хорошую погоду и урожай. <...> И Тор с его молотом похож на
Юпитера’. Эта функция
Тора не фигурирует в других источниках.
Связь Тора с громом – только этимологическая;
она не просматривается в самом имени Þórr. Одно из слов для обозначения ‘грома’ в исландском языке —
þruma. В связи с ним
заслуживает внимания имя одного из эддических великанов — Þrymr, вокализм которого указывает на
изначальное /u/ в корне
и /j/ в суффиксе. В
качестве последнего мог выступать суффикс -ja-, ср. готск. fiskja ‘рыбак’ (при fisk ‘рыба’). Таким
образом, Þrym-r (<þrum-j-a) буквально значит ‘громовержец’ и, таким образом, является
калькой имени Þórr с
изначально тем же значением.
Великан по
имени Þrymr
фигурирует в эддической песни о похищении молота Тора. Можно допустить, что она
представляет собой развитие мотива (в понимании А. Н. Веселовского)
«Громовержец — молот» и контаминации его с мотивом «похищение — похититель»,
где оба имени выступают в качестве сюжетообразующих элементов.