XLV Международная филологическая научная конференция

Статичные модели пространства как необходимое условие динамики телесности

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

191
2016-03-18
17:20 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются принципы выбора пространственных локаций в современном кинематографе, необходимых для проявления характеристик героя через телесность. Основное внимание уделено взаимосвязи статики, предсказуемости, мифологической узнаваемости пространства и непредсказуемости драматического движения человеческой телесности. Исследование проводится на материале фильмов: «Фауст» А. Сокурова, «Антихрист» Л. фон Триера, сериала «Ганнибал».

Тезисы

Современный кинематограф часто обращается к теме хрупкости, уязвимости человека цивилизованного и пытается разрушить иллюзию защищенности его телесной природы в технологичном мире. Разрушение иллюзии происходит за счет переноса места действия в закрытое локализованное пространство, лишенное географических и временных систем координат, в котором человек теряет социальные, профессиональные, ключевые цивилизационные приметы и «маски», в результате чего  телесность становится наиболее выпуклой — открытой и уязвимой, «пригодной» для драматических испытаний. В докладе рассматривается использование узнаваемых типологизированых пространственных концептов «Лес» и «Земля-Огонь-Вода» в положении максимальной статики, когда лес либо погружен в естественное состояние сезонного сна, либо сверх того находится на границе яви и сна героя, что позволяет допустить любые метаморфозы, происходящие с человеческой телесностью: «Антихрист» Л. фон Триера,  сериала «Ганнибал». Кроме того, статичные «спящие» модели пространства «Лес» и «Земля-Огонь-Вода» подчеркиваются «локализацией» цветового решения: «Фауст» А. Сокурова. Отдельного внимание уделяется и постпостмодернисткой авторской иронии, когда человеческая телесность превращается в объект буквальной деконструкции — расчленению, рассмотрению под «микроскопом» или превращению в гумус в условиях все тех же пространственных моделей, но с привлечением новых деталей — «мертвая» законсервированная обсерватория в лесу: сериал «Ганнибал».