Kонструкция смысла через структуру в эрзяно-мокшанском эпосе А. М. Шаронова «Масторава»
Оксана Петровна Ингл
Докладчик
преподаватель
Чарльстонский университет, США
Чарльстонский университет, США
198
2016-03-16
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе мы попытаемся ответить на
вопрос, почему в финно-угорской литературе России конца ХХ — начала XXI в. наблюдается расцвет книжных форм эпоса? На наш взгляд, их появление
прежде всего связано с эффективностью эпического жанра, в котором структура создает
смысловое содержание. На примере «Масторавы» А. М. Шаронова покажем, как происходит
конструкция смысла через структуру. В своем анализе опираемся на исследования Джона
М. Фоли в его работе на английском «Имманентное творчество: от структуры к смыслу
в традиционной эпической поэзии».
Тезисы
В финно-угорской литературе России
конца ХХ — начала XXI века наблюдается расцвет книжных форм эпоса.
Один за другим появились эрзяно-мокшанская «Масторава» (А. М. Шаронов, 1994), марийская
«Югорно» (А. Я. Спиридонов, 2002), удмуртский «Дорвыжы» (М. Г. Худяков, 2008), вепсский
«Вирантаназ» (Н. Г. Зайцева, 2012), ингерманландский «Liekku» — «Колыбель»
(М. Кемппинен, 2014). Чем вызвано это явление? Почему оно не наблюдается, например,
среди малочисленных народов США? Ответы на эти вопросы попытаемся дать, анализируя
«Мастораву» А. М. Шаронова (дополненное издание 2010 г. на
русском языке). В своем анализе опираемся на исследования ученика Альберта Б. Лорда — Джона М. Фоли в его работе «Immanent Art: From Structure to Meaning in
Traditional Oral Epic» («Имманентное творчество: от структуры к смыслу в традиционной
эпической поэзии», 1991 г.) и на статью Флоренс Гойе «Narrative Structure and
Political Construction: The Epic at Work» («Структура повествования и политическая
конструкция: эпос в работе», 2008 г.), в которой она рассматривает в этом ракурсе
«Илиаду» и несколько других классических эпосов.